Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 12 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Все о Шахматах!
СообщениеДобавлено: Пт окт 17, 2008 10:39 am 
Модератор
Не в сети

Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 5:45 am
Сообщений: 1663
Откуда: Недр планеты Земля :)
assol писал(а):
наши ходы
шаг королем!...
и королевой
Изображение

а это: конный валет
Изображение

мы по твоему сухину занимаемся :) со своими вариациями
спасибо тебе большое!
а расскажи про ваши занятия, п-та

может откроем темку про шахматы, с занятиями и играми?
Chertinka
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Все о Шахматах!
СообщениеДобавлено: Пт окт 17, 2008 12:28 pm 
Администратор
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб апр 05, 2008 8:32 pm
Сообщений: 36393
Откуда: Хайфа, Израиль
чертиночка, спасибо огромное!

_________________
Изображение
Изображение
Изображение
assol
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Все о Шахматах!
СообщениеДобавлено: Пт окт 17, 2008 12:33 pm 
Модератор
Не в сети

Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 5:45 am
Сообщений: 1663
Откуда: Недр планеты Земля :)
Да не за что, мне и самой жутко интересно.
У меня в садике 1 разряд по шахматам был. А потом забылось.
Поэтому внимаю!

_________________
Жжжжжжжж
Chertinka
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Все о Шахматах!
СообщениеДобавлено: Сб окт 18, 2008 7:28 am 
Модератор
Не в сети

Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 5:45 am
Сообщений: 1663
Откуда: Недр планеты Земля :)
Наташа писал(а):
Тайна, Каляка это так приятно... то, что вы пишете... спасибо! очень-очень приятно :)
Каляка писал(а):
Такая задорная.

Да, это слово ей подходит :)

По поводу шахмат... ну, Лена уже вроде как все рассказала
viewtopic.php?f=31&t=147&p=27195#p27195
Мне осталось только добавить
фото
Изображение
Изображение
и ссылку на школу
http://www.azbukachess.com/
а это про саму Александру
http://www.kosteniuk.com/
ну и еще... мы часть ДЗ делаем из вот этих учебников
http://www.labirint-shop.ru/books/53617/


mamamoty писал(а):
assol пока нам и мальчишкам все нравится. Женя, наш педагог, по-моему очень доступно объясняет. Ребята быстро включаются в новую тему, отрабатываю ее, устраивают небольшие турниры. Открывают игру с рукопожатия, устанавливают время на шахматных часах. Я сначала волновалась на эту тему часов, а теперь понимаю, что это организовывает, настраивает, и концентрирует.
Много тем для меня открыли. Например, "итальянскую партию", "дурацкий мат","детский мат", "мат ферзем и королем", "мат ферзем, королем и ладьей", правила квадрата. У них план, теперь еще и задачник появился. Все серьезно и очень интересно, мне лично приходится учить все вместе с Матвеем, так как я в шахматах ничего не смыслю.
Машка, такая красииивааая :yes: и шахматы у вас хорошие.
Chertinka
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Все о Шахматах!
СообщениеДобавлено: Сб янв 10, 2009 6:02 pm 
Модератор
Не в сети

Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 5:45 am
Сообщений: 1663
Откуда: Недр планеты Земля :)
Изображение
http://rapidshare.com/files/174771538/suxin.chm
http://www.onlinedisk.ru/file/52826/
http://infanata.ifolder.ru/9650571
http://natahaus.ifolder.ru/9664959
Chertinka
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Все о Шахматах!
СообщениеДобавлено: Вс янв 11, 2009 12:08 am 

assol писал(а):
при том, что я нашла море интересных игр у сухина, за что ему, разумеется, огромное спасибо, мы много играем и сами
во-первых, алиса в зазеркалье
все понятно?
отлично разыгрываем всю сказку!
Изображение

алиса, разумеется, - маша

Изображение

одна из придуманных мною игр - белой фигурой можно ходить только по белым клеткам
помещается фигура в любое место, я показываю, куда придти и ребенок ведет фигурку
либо указанными правилами - по диагонали, как офицер, прямо, как ладья, либо как ферзь и т. д.
все виды, кроме коня пока, знают
я занимаюсь с машкоей и эялем
но набралась немаленькая группка желающих детей...
самой интересно
будем играть!
Елена Замяткина
Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: Все о Шахматах!
СообщениеДобавлено: Вс янв 11, 2009 10:23 am 

assol писал(а):
мне очень хочется, чтобы шахматы были тем сказочным миром, который видит ребенок, держа их в руках
это ведь прежде всего игра!
не пространство обучения - шах вправо, шах влево - мат, а интрига, красота, секреты и т. д.
я не знаю, будет ли машка играть :) и заниматься этим, но очень хочется, чтобы любила и сохранила увлеченность и придыхание
я с удовольствием читала сухина, но каждый раз без исключения заставляет нас с машей создавать что-то свое...
каждый раз шахматы дарят новые идеи как мне, так и маше
а главное, смотрите какое у нее лицо...
Изображение

Изображение

Изображение

а вот мы придумали открывающююся и закрывающуюся ладью...

Изображение

Изображение

а вот потихонечку, подспудно открываются секреты ходов фигур...
без лишних слов

Изображение

и это почти без слов, но основные ходы освоены

Изображение

Изображение

Изображение

Елена Замяткина
Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: Все о Шахматах!
СообщениеДобавлено: Чт фев 12, 2009 8:27 am 
Модератор
Не в сети

Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 5:45 am
Сообщений: 1663
Откуда: Недр планеты Земля :)
Elenazlev писал(а):
Выкладываю:

Взяла отсюда:
http://suhin.narod.ru/chessland2.htm

Избранные страницы из книги И.Г.Сухина "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет"

АННОТАЦИЯ
Книга эта необычна. Для детей – забавная сказка о том, как Незнайка учил весёлых человечков играть в шахматы, для взрослых – пособие с оригинальной методикой обучения детей 2 – 5 лет азам мудрой игры. Пособие предназначено для совместного чтения родителей и детей и не имеет аналогов в мире.


Глава 1. КАРАНДАШ РИСУЕТ ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ
Весёлые человечки скучали.
– Карандаш, нарисуй что-нибудь, – попросила Дюймовочка.
– Вчера я видел удивительную игру. Хотите, нарисую фигурки, которыми в неё играли? – спросил Карандаш.
– Рисуй, рисуй! – обрадовались весёлые человечки.
Они знали, что Карандаш умеет рисовать живые картинки.
Работал Карандаш быстро, и вскоре весёлые человечки увидели множество причудливых светлых и тёмных фигурок.
Фигурки ожили, зашевелились.
Карандаш сиял. Незнайка загадочно улыбался, а остальные весёлые человечки смотрели на нарисованные фигурки во все глаза.
– Кто вы такие? – строго спросила самая высокая светлая фигурка с остроконечной чёрной нашлепкой.
– Мы... мы... – растерялась Дюймовочка. – Мы – весёлые человечки. Меня зовут Дюймовочка, а это мои друзья – Карандаш, Самоделкин, Незнайка, Буратино, Чиполлино, Петрушка и Гурвинек... А кто вы?
– Мы шахматные фигуры, – хором ответили нарисованные фигурки.
– А как вас зовут? – спросила Дюймовочка.
– Я белый шахматный король, – ответила самая высокая светлая фигура.
– А я чёрный шахматный король, – сказала самая высокая тёмная фигура с остроконечной белой нашлепкой.
Вперед выступили две высокие фигуры, очень похожие на шахматных королей, но пониже, с маленькими шариками на верхушках. У тёмной фигуры шарик был белый, у светлой – чёрный.
– Я белый шахматный ферзь, – сказала светлая фигура.
– Я чёрный шахматный ферзь, – сказала тёмная фигура.
Из-за ферзей выглянули четыре фигуры с головами лошадок: две светлые и две тёмные.
– Мы белые шахматные кони.
– А мы чёрные шахматные кони.
Затем вперед выступили четыре фигуры, похожие на башенки: две светлые и две тёмные.
– Мы белые шахматные ладьи.
– А мы чёрные шахматные ладьи.
Из-за ладей степенно вышли четыре фигуры с заостренными головками: две светлые и две тёмные.
– Мы белые шахматные слоны.
– Мы чёрные шахматные слоны.
И наконец, с веселыми человечками познакомились самые маленькие круглоголовые фигуры: восемь светлых и восемь тёмных.
– Мы белые шахматные пешки.
– А мы чёрные шахматные пешки.
Тут Незнайка, который до сих пор молчал и улыбался, сказал:
– А я знаю, что это за игра. Это шахматы. Я очень люблю в них играть и вас научу.
– А мы поможем, – обрадовались шахматные фигуры.

Elenazlev писал(а):
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ГЛАВА 1

Для первоначального знакомства с шахматами предпочтительны деревянные фигуры крупного размера, с диаметром основания 3–4,5 см, строгой формы. В детском саду и шахматной секции можно использовать гигантские шахматы (как в домах отдыха).

Малыш должен запомнить, как называется каждая из фигур, уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету. Дети с интересом рассматривают шахматные фигуры, сами ставят рядом одинаковые фигуры, с удовольствием по-своему играют в них.

Занимательно описал подобные игры Л. Кассиль в повести “Кондуит и Швамбрания”:
“Нам строго запрещалось трогать шахматы, но удержаться было чрезвычайно трудно.
Точёные лакированные фигурки предоставляли неограниченные возможности использования их для самых разнообразных и заманчивых игр. Пешки, например, могли отлично нести обязанности солдатиков и кеглей. У фигур была скользящая походка полотёров: к их круглым подошвам были приклеены суконочки. Туры могли сойти за рюмки, король – за самовар или генерала. Шишаки офицеров походили на электрические лампочки. Пару вороных и пару белых коней можно было запрячь в картонные пролётки и устроить биржу извозчиков или карусель. Особенно же были удобны обе королевы: блондинка и брюнетка. Каждая королева могла работать за ёлку, извозчика, китайскую пагоду, за цветочный горшок на подставке и за архиерея... Нет, никак нельзя было удержаться, чтобы не трогать шахмат!
В тот исторический день белая королева-извозчик подрядилась везти на чёрном коне чёрную королеву-архиерея к чёрному королю-генералу. Они поехали. Чёрный король-генерал очень хорошо угостил королеву-архиерея. Он поставил на стол белый самовар-король, велел натереть пешкам клетчатый паркет и зажёг электрических офицеров. Король и королева выпили по две полные туры.
Когда самовар-король остыл, а игра наскучила, мы собрали фигуры и уже хотели их уложить на место, как вдруг – о ужас! – мы заметили исчезновение чёрной королевы...”

Не все дети сразу же способны запомнить названия конкретных шахматных фигур. Вы даже не всегда сможете проверить, усвоил ли ваш малыш это. Ведь если напрямую спросить названия фигур у ребёнка, он может вам и не ответить. Это ему скучно! Поэтому и узнать, какие из шахматных фигур запомнил малыш, и закрепить пройденный материал лучше всего в игре. На выбор поиграйте с ребёнком в следующие игры-задания:

“Волшебный мешочек”. По очереди прячьте в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребёнку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы “не угадаете”, и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру.

“Шахматный теремок”. Сделайте из деревянной шахматной доски “теремок”. Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на “теремок” и уронить его, а остальные фигуры помогут “теремок” “построить” – поднять.

“Шахматный колобок”. Дидактическую игру-инсценировку сказки “Колобок” можно провести так: “дед” – король, “баба” – ферзь, “заяц” – пешка, “лиса” – конь, “волк” – слон, “медведь” – ладья, а колобок – шарик или клубок.
Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки “лиса” колобка не съест – колобок от неё убежит.

“Шахматная репка”. Посадите “репку” – клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: “дед” – это король, “бабка” – ферзь, “внучка” – слон, “Жучка” – конь, “кошка” – ладья, “мышка” – пешка.

“Большая и маленькая”. Поставьте перед ребёнком шесть разных шахматных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать её, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур и т. д.

“Запретная фигура”. Поставьте шахматные фигуры перед ребёнком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме “запретной”, которая выбирается заранее. Вместо названия “запретной” фигуры надо сказать “секрет”. Затем поменяйтесь ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда “ошибайтесь”. Если ребёнок не заметит вашу ошибку, сами укажите на неё.

“Что общего?”. Возьмите две любые шахматные фигуры и спросите малыша: “Чем они похожи? Чем отличаются?” (цветом, формой).

“Белые и чёрные”. В беспорядке поставьте на столе по шесть разных белых и чёрных фигур. Начиная дидактическую игру, отставьте в сторону одну из фигур, называя её и её цвет. Например: “Белый ферзь”. Ребёнок продолжает игру и должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие), обязательно называя её.
Например: “Чёрный король”. Затем новую шахматную фигуру представляете вы и т. д.

“Угадайка”. Загадайте какую-нибудь шахматную фигуру и спрячьте её в кулаке. Предложите ребёнку догадаться, что это за фигура. Когда ребёнок назовет загаданную фигуру, новую фигуру прячет он сам (лучше всего за спиной) и т. д.

“Куча мала”. Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берёте какую-нибудь из фигур и ощупываете её. Выбранную шахматную фигуру вы умышленно называете неправильно, открываете глаза и спрашиваете ребёнка: “Так?” Малыш поправляет вас. Затем поменяйтесь ролями.

“Школа”. Переверните шахматную доску клетками вниз, в углубления поставьте шахматные фигуры и скажите ребёнку: “Это твои ученики. Как зовут этого ученика?.. А этого?..”

“Цвет”. Попросите малыша поставить в ряд все белые или все чёрные шахматные фигуры. Когда ребёнок выполнит задание, поменяйтесь ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, “по ошибке” поставьте там же одну-две чёрные шахматные фигуры. Малыш должен заметить вашу ошибку и указать на неё.

“Ряд”. Предложите ребёнку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей. Затем ребёнок должен попросить об этом вас и проконтролировать выполнение задания.

“Пирамида”. Посоветуйте малышу на белую ладью поставить чёрную, затем снова белую и чёрную, а на самый верх белую пешку. Спросите у ребёнка, нельзя ли построить пирамиду из других фигур.

“По росту”. Попросите ребёнка по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя эти фигуры.

“Догонялки”. Выберите одну из белых фигур, например, пешку, имитируйте её бег по столу. После этого предложите ребёнку выбрать и назвать какую-либо чёрную фигуру и пуститься ей вдогонку за вашей фигурой. Пусть ваша шахматная фигура “бежит” не очень быстро, и фигура малыша её догонит. Потом поменяйтесь ролями.

“Прятки”. Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Ребёнок должен найти их и назвать. Потом фигуры прячет малыш. Правда, в этом случае вы рискуете остаться с неполным комплектом шахматных фигур.

“Кто быстрее?”. Все шахматные фигуры покоятся на столе. Предложите ребёнку посостязаться с вами в такой игре: кто быстрее соберёт в определенном месте две-три одинаковые шахматные фигуры.

“Над головой”. Назовите какую-нибудь шахматную фигуру. Её должен быстро найти и поднять над головой ребёнок.

“На стуле”. Поставьте на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаньте с ребёнком. Досчитайте до трёх и на счет “три” бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать её.

“Убери такую же”. Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберите одну из фигур в коробку. Попросите малыша назвать эту фигуру и положить в коробку другую аналогичную шахматную фигуру и т. д.

“Полна горница”. Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Предложите ребёнку взять одну из шахматных фигур, назвать её и уложить “спать” в коробку или шахматную доску. Следующую фигуру укладываете вы. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. После этого малыш закрывает коробку или защёлкивает шахматную доску.
Последние две дидактические игры предназначены для того, чтобы сделать процесс сбора шахматных фигур после окончания занятия достаточно занимательным.

Для проведения индивидуальных занятий наиболее эффективны следующие дидактические игры-задания:
“Волшебный мешочек”, “Шахматный теремок”, “Шахматный колобок”, “Шахматная репка”, “Запретная фигура”, “Угадайка”, “Пирамида”, “Прятки”, “Догонялки”, “Школа”, “Полна горница”.
При проведении групповых занятий можно порекомендовать игры-задания: “Кто быстрее?”, “На стуле”, “Над головой”, “Ряд”, “Белые и чёрные”, “Что общего?”, “Большая и маленькая”, “Запретная фигура”, “Волшебный мешочек”, “Шахматный теремок”, “Шахматный колобок”, “Шахматная репка”.
Как правило, двух-трех занятий по 15–25 минут достаточно, чтобы все дети в возрасте 3,5–5,5 лет усвоили названия шахматных фигур.

Elenazlev писал(а):
Глава 2. УДИВИТЕЛЬНЫЕ КЛЕТКИ

Нарисуй нам шахматную доску, – попросил Незнайка Карандаша.
Карандаш задумался и сказал:
– Вспомнил! Она состоит из множества светлых и тёмных клеточек.
И Карандаш нарисовал светлую клеточку.
А рядом с ней – тёмную клеточку.
– По-шахматному, это поля, – объяснил Незнайка. – Светлые клетки – белые поля. Тёмные клетки – чёрные поля. Вот так, братцы.
Светлая и тёмная клеточки-поля ожили и улыбнулись.
Затем посмотрели друг на друга и нахмурились.
Оттолкнулись друг от друга и разбежались в разные стороны.
– Поля, погодите! – закричал Карандаш. – Я ещё не всю шахматную доску нарисовал.
И Карандаш начал быстро-быстро рисовать белые и чёрные поля. Но только он успевал их закончить, как они тоже разбегались кто куда.
Наконец Карандаш нарисовал столько клеток, сколько нужно, и устало сказал весёлым человечкам:
– Всё, теперь ловите их.
И весёлые человечки с шумом и гамом принялись гоняться за озорными клетками-полями. Но поля ловко ускользали у Буратино из-под носа, выскальзывали у Чиполлино из рук, проскальзывали у Незнайки между ног.
Всё же все клетки были пойманы, но встать рядом с чёрными полями белые поля отказывались. Да и чёрные поля не захотели встать рядом с белыми полями.
– Они слишком тёмные, – упирались белые поля.
– Они слишком светлые, – фыркали чёрные поля.
Тут белый король почёрнел от злости, чёрный король побелел от злости, и оба короля в один голос пригрозили:
– Если сейчас же не встанете на свои места, мы поищем другую шахматную доску, а с вами никто не будет играть.
Белые и чёрные поля испугались, прижались друг к дружке, и получилась шахматная доска.
Незнайка уселся с одной стороны шахматной доски, остальные весёлые человечки расположились с другой стороны шахматной доски.
– Сейчас мы с вами противники, братцы. Ведь в шахматы играют игроки-противники. Правое поле у меня белое, – значит, шахматная доска между нами лежит правильно.
Тут полям наскучило стоять, прижавшись друг к другу, и они снова разбежались по углам.
То-то вновь была работа весёлым человечкам ловить озорные поля.

Elenazlev писал(а):
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ГЛАВА 2

Для закрепления пройденного материала попросите малыша:
– из кубиков двух цветов выложить фрагмент шахматной доски, обращая внимание на чередование светлых и тёмных кубиков,
– начертить мелом на асфальте фрагмент шахматной доски,
– вспомнить, где, кроме шахматной доски, он видел клетки, расположенные в шахматном порядке,
– раскрасить часть листа клетчатой тетради так, как раскрашена шахматная доска (коричневым и желтым карандашом или только чёрным),
– правильно положить шахматную доску между вами или между куклами.
Покажите ребёнку ЦЕНТР – четыре поля в середине шахматной доски. Объясните, что шахматных противников по-другому называют ПАРТНЁРАМИ.

Elenazlev писал(а):
ОТ АВТОРА
(расширенная Интернет-версия предисловия)
Вы решили научить вашего малыша игре в шахматы? Это очень хорошо, и вот почему.

Ведь, шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы), развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность и др.

Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но безусловно на уровне, доступном для ребенка.
К игре деревянных королей малыша можно приобщать с 3 лет. Трехлетний ребенок – уже человек со своим особым внутренним миром, с привычками, желаниями, упорно себя утверждающий и отстаивающий свою самостоятельность. Он владеет речью, знает более 1000 слов, прекрасно двигается, много умеет, задает бесчисленные вопросы, проявляя живой интерес к окружающему. Этот интерес он утоляет в играх. Он играет, рисует, лепит, занимается конструированием. Не случайно именно в 3 года заканчивается раннее детство и начинается дошкольное детство. Именно в этом возрасте происходит второй кризис развития, кризис трех лет, когда любимым выражением ребенка становится "я сам". Ребенок впервые осознает себя личностью, отделяет себя от взрослого. Отныне он хочет стать "как взрослый", но не может им быть. Чтобы сгладить этот кризис, ребенку обычно дают больше свободы действий, уважают его стремление к самостоятельности.

К 3 годам малыш может быть внимательным ко всем основным областям окружающей его действительности. Предметы и действия с ними также могут довольно подолгу удерживать внимание трехлетних детей. Дети могут уже по 15–20 минут играть с одной и той же игрушкой. Малыш становится внимательным к слову, к его смыслу. Он хорошо понимает обращенную к нему речь, и слово может направить его внимание. Но управлять вниманием 3-летнего ребенка лучше всего в игровой форме. К трем годам внимание малыша довольно развито, но все-таки крайне неустойчиво. Даже самой увлекательной деятельностью он не занимается обычно больше 10–15 минут. А часто бывает так, что ребенок не может сосредоточиться даже на 4–5 минут. Если это закрепится, то в школе – беда. Поэтому внимание малыша необходимо закреплять, но не переутомляя его одним и тем же занятием, а разнообразя его деятельность, вводя в нее новые игровые моменты. В этом возрасте ребенок не может распределять свое внимание между несколькими предметами. Объем его внимания, т.е. количество предметов, с которыми он может действовать одновременно, не превышает 2–3. Удержать в поле внимания даже 2 предмета одновременно часто ребенку бывает не под силу. Поэтому, предлагая ребенку различные задания, надо стараться, чтобы они не требовали внимания сразу к нескольким сложным предметам или действиям. И что особенно важно – у 3-летнего ребенка очень сужен "размах зрения", ему сложно следить одновременно за предметами отстоящими на некотором расстоянии друг от друга. Желательно, чтобы предметы были расположены как можно ближе друг к другу. Детям 3-летнего возраста не рекомендуется предлагать более 6 предметов при выполнении заданий типа "найти самый большой или самый маленький предмет". На четвертом году жизни дети способны усвоить названия форм предметов: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, названия шахматных фигур и их ходы. Крайне важно, что у трех-, четырехлетних детей ориентировочные действия переходят внутрь, вглубь в мысленный план, становятся собственно действиями восприятия, близкими по своей природе к ориентировочным действиям взрослого человека.

Возраст 3–3,5 года – это тот возраст, когда у малышей наряду с наглядно–действенным мышлением формируются элементы образного мышления, развивается память, внимание. Дети понимают речь взрослого без наглядного сопровождения, учатся сравнивать, подбирать предметы по цвету и величине. Весьма важно и то, что уже к концу третьего года жизни малыши умеют говорить не торопясь, внятно отвечают на вопросы, рассказывают о виденном в 2–4 предложениях, воспринимают небольшие сюжетные сказки даже без наглядного сопровождения, правильно держат карандаш и пользуются им, проводят горизонтальные, вертикальные, округлые линии. А к 3,5 годам у детей совершенствуется пространственная ориентировка, развивается способность устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями, дети учатся простейшим обобщениям. Они в состоянии составить группу из отдельных предметов, понимают вопрос "сколько?", сравнивают две группы предметов, определяют равенство или неравенство, сравнивают два предмета по размеру (длиннее – короче, выше – ниже, больше – меньше), учатся различать левую и правую руку, пространственные направления от себя: справа (направо), слева (налево), впереди (вперед), позади (назад), вверх, вниз.

Все эти знания и умения – та база, на которой можно построить процесс начального обучения шахматной игре. Весь вопрос лишь в том, чтобы сделать его максимально наглядным, доступным, предметным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным.
Однако следует отметить, что цельной методики проведения шахматных занятий с детьми, начиная с 2-летнего возраста, нет ни в России, ни в иных странах.

Мы предлагаем один из вариантов такой методики. В данной работе изложен новый, нестандартный подход к процессу обучения дошкольников азам древней игры, позволяющий приобщить к ней детей 2,5–5,5 лет. Цель книги – не столько дать методику обучения будущих чемпионов, сколько привить малышам интерес к мудрой игре, ненавязчиво помочь ребенку самому разобраться в сравнительной силе фигур и, главное, содействовать формированию качеств, необходимых для успешной учебы в школе, создать у ребенка психологическую готовность к школе. Частично эта методика освещена в нашем пособии “Приключения в Шахматной стране” (И.Г.Сухин. М.: Педагогика, 1991), но в обучении 3-летних детей своя специфика: в этом возрасте предметная деятельность не уступает игровой и сильно влияние наглядно-действенного мышления по сравнению с образным. К примеру, если обучение детей старшего дошкольного возраста мы начинали с объяснения таких терминов, как горизонталь, вертикаль, диагональ, и лишь затем “проходили” фигуры, то для 3-летних это довольно сложно, и мы согласны с мнением детского писателя Э. Успенского, прекрасного знатока детских душ, что здесь уместнее сразу показать шахматные фигуры, а шахматные “дорожки” показывать при изучении игровых возможностей конкретных фигур.
Книга нацелена в первую очередь на чтение в семье. Но ее можно использовать для занятий во второй младшей, средней и старшей группах детского сада, в учебных группах спортивных секций. Композиционно книга делится на 30 маленьких главок, представляющих собой сказку о приключениях веселых человечков, известных всей детворе по журналу "Веселые картинки". Не случайно выбраны известные, узнаваемые герои. Мы придерживаемся мнения, что в шахматных сказках для детей 6–7 лет должны действовать оригинальные герои (как, например, в нашей книге “Приключения в Шахматной стране”), а в сказках для малышей 2–5 лет, чтобы не затруднять процесс обучения, надо выводить канонических персонажей. И не удивительно, что учит своих друзей шахматным премудростям именно Незнайка – он единственный из веселых человечков, кто умел играть в шахматы. А “научил” его Н. Носов в романе-сказке “Незнайка в Солнечном городе”. При чтении дидактической сказки советуем проводить ее инсценировку. У многих детей есть куклы-игрушки: Незнайка, Буратино, Петрушка, Дюймовочка, Мурзилка, Карандаш, Гурвинек и др. – или хотя бы некоторые из них. Привлекайте их при чтении-разыгрывании сказки, и вы увидите, насколько повысится интерес к шахматным занятиям у малышей.
После каждой из сказочных главок приведены “Методические рекомендации”.

Советуем читать книгу ребенку не спеша. Чтение каждой главы-сказки займет примерно 5–15 минут, выполнение методических указаний и проведение закрепляющих занятий – несколько больше. Ориентируясь на возраст и уровень психофизического развития вашего ребенка, дозируйте длительность каждого занятия, переходите к чтению и проработке нового материала только тогда, когда малыш будет уверенно знать пройденный материал. Двух занятий по 15– 20 минут в неделю, как правило, достаточно, чтобы интерес к шахматам не ослабевал.

Elenazlev писал(а):
Елена Замяткина писал(а):
А что это за книга?


Книга называется "АБВ водяного человечка." Перевод с эстонского. Кстати сказать, мне не нравится, не качественный :no: . Читаю выборочно, где есть указания как работать руками, ногами, вдыхать, выдыхать...

Книга старая, еще моя, нашла у родителей :) .

Попробую поискать в интернете что-то подобное, поновее.
Chertinka
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Все о Шахматах!
СообщениеДобавлено: Чт фев 12, 2009 2:27 pm 
Модератор
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 7:33 am
Сообщений: 2576
Откуда: Киев
Девочки, а есть книга Сухина в другом формате?
У меня макинтош не хочет читать расширение *chm

_________________
Изображение
Изображение
Вихорева Таня
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Все о Шахматах!
СообщениеДобавлено: Ср фев 18, 2009 10:55 am 
Модератор
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн июн 16, 2008 12:28 pm
Сообщений: 878
Откуда: Питер
Эх, у меня тоже все кракозябами... Попробую живьем найти...

_________________
Изображение
Alany
Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 12 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Воспроизведение материалов форума только с прямой активной ссылкой на форум www.forum.mykanon.com
Русская поддержка phpBB

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Rambler's Top100