Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 38 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Возрастные особенности детей
СообщениеДобавлено: Сб июл 10, 2010 6:37 pm 
Администратор
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн апр 07, 2008 7:48 am
Сообщений: 5166
Откуда: Израиль, Хайфа
Точно! Я всегда расстраивалась - только все почти приготовишь - и говорят: хватит играть, пора кушать\спать\ещё какую-то гадость делать. А я и не играла совсем!!!! :no: :no:
Но я чаще всего играла одна, я же в детстве была одинокая. Высажу кукол в ряд на диване, рядом сяду и в голове все прокручиваю - кто кем будет, что кому скажет, что сделает и пр. Даже когда оставалось время - собственно играть уже не хотелось. Игра в реальности становилась бледной тенью игры, которая разворачивалась в голове.
А когда случалось играть с другими детьми - я не высовывалась, благодарная за то, что взяли в игру и не выгоняют - или от стеснительности, или от страха сказать или сделать что-то не так. Сказали - будешь мачехой, значит - буду. Злой - значит, злой. :pardon: Так что в этом вопросе личных воспоминаний и опыта у меня нет.
А девчата иногда все-таки умудряются мирно играть - сегодня около часа куда-то вместе ехали, что-то везли с собой в сумках, я так и не знаю, кто уступил - потому что до этого примерно час ругались, опять на те же вечные темы - возраст, имена, семейный состав...

_________________
Хотите поговорить об аутизме? Можно тут!
Маайан 22 года
Майе 9 лет
Керен Таль 7 лет
Шапокляк
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Возрастные особенности детей
СообщениеДобавлено: Сб июл 10, 2010 8:07 pm 
Администратор
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб май 31, 2008 8:28 pm
Сообщений: 4321
Откуда: Владимир Россия
у меня личный опыт достаточно большой. С сестрой мы и играли много и ругались тоже много и по разным поводам. У нас была своя комната, было много времени без взрослых, мама с папой на работе, мы одни целый день. Но особенно летом. Летом мы всегда жили у бабушки до школы. Улица, много детей разного возраста. Мы делали что хотели. игры были разные и подвижные и военный и сюжетные, ролевые. Разные и много игр. Бывало очень много подготовки и пока все сделаешь, уже стемнело и пора по домам, но были игры и более простые в плане подготовки, тогда можно было играть.

_________________
блог http://kerimaza.livejournal.com
сайт http://otnikolki.ru
Сладкоежка
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Возрастные особенности детей
СообщениеДобавлено: Пт июл 16, 2010 7:54 am 
Администратор
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб май 31, 2008 8:28 pm
Сообщений: 4321
Откуда: Владимир Россия
Нашла интересную статью по сензитивным периодам:
Б.А.Никитюк, Р.С.Черкасова
К вопросу о сенситивных, критических и кризисных периодах
Так, сенситивным периодом для развития невербальной памяти (в частности, двигательной памяти, играющей огромную роль в управлении движениями) считается ранний и дошкольный возраст. А.А. Гужаловский приводит данные И.А. Аршавского, M.B. Mecrow, A. Groth, свидетельствующие о том, что в раннем детском возрасте депривация потребности в спонтанной двигательной активности крайне неблагоприятно сказывается на развитии ребенка. Для моторных функций доказано, что их развитие продолжается и в школьном возрасте: установлены свои сенситивные периоды для различных видов движений.
Внутренне противоречивыми являются и сенситивные периоды развития. С одной стороны, высокая чувствительность к внешним воздействиям является благоприятным фактором, способствующим легкому запечатлению, усвоению информации, поступающей из внешней среды. С другой стороны, повышенная чувствительность к внешним воздействиям сопровождается и повышенной ранимостью по отношению к тем из них, которые являются чрезмерными или нецелесообразными.
Благоприятный период для развития интонационного и грамматического строя речи имеет место в период раннего детства - от 1,5 до 3 лет.
Так, благоприятный период для развития интонационного и грамматического строя речи имеет место в период раннего детства - от 1,5 до 3 лет [21,27]. Приблизительно этот же период благоприятен для развития моторики [8]. Наибольшая же чувствительность к развитию фонематического слуха наблюдается в возрасте около 5 лет [27], т.е. имеет место несовпадение благоприятных периодов для отдельных характеристик одной функции - речи. С другой стороны, период, сенситивный для одной функции, сопровождается ухудшением другой функции или другой составляющей той же самой функции. Так, рост самостоятельности, сопровождающийся противоречием между детскими формами поведения и потребностью во взрослости, выражается в активизации и быстром развитии общения со сверстниками и в одновременном ухудшении взаимоотношений со взрослыми. Здесь имеет место совпадение благоприятного периода в развитии общения со сверстниками и одновременное ухудшение другой характеристики общения на фоне подросткового кризиса.
В.И. Шапошникова считает, что периоды ускоренного роста предшествуют периодам скачкообразного улучшения двигательных качеств.
Исследования в области физической культуры и спорта свидетельствуют о том, что сенситивные периоды для развития разных качеств (например, силовых и координационных; выполнение разных тестов на координационные способности) не совпадают во времени.

_________________
блог http://kerimaza.livejournal.com
сайт http://otnikolki.ru
Сладкоежка
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Возрастные особенности детей
СообщениеДобавлено: Пт июл 16, 2010 8:33 am 
Администратор
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб май 31, 2008 8:28 pm
Сообщений: 4321
Откуда: Владимир Россия
Можно подвести итог и дать сводную таблицу по ведущей деятельности

Ведущая деятельность (типичное поведение) для детей младенческого возраста – непосредственное эмоциональное общение с взрослым человеком.
Ведущая деятельность для детей раннего возраста – предметно-манипулятивная деятельность.
Ведущая деятельность для детей дошкольного возраста – игра.
Ведущая деятельность для детей начального школьного возраста – учебная деятельность.
Ведущая деятельность для детей подросткового возраста – общение со сверстниками.
Ведущая деятельность для детей юношеского возраста – учебно-профессиональная деятельность.

Непосредственное эмоциональное общение с взрослым человеком в младенческом возрасте направлено на построение совместного поведения с другим человеком, т.е. на освоение социальной среды.
С началом хождения к концу первого года жизни ребенок начинает занимать любое доступное место в пространстве, и с огромным интересом воспринимать любой доступный предмет. Поэтому предметно-манипулятивная деятельность в раннем возрасте считается ведущей, а направлена она на построение поведения, соответствующего предметам, отличающимся от других людей.
Игра со сверстниками в дошкольном возрасте – типичное поведение, направленное на построение поведения и отношений с другими людьми – поэтому считаем ее направленной на построение поведения в отношении объектов социальной среды.
С поступлением в школу для каждого ребенка самым большим авторитетом в школе пользуется учительница, учебная деятельность считается ведущей в этом возрасте, а ребенок стремится построить себе поведение, соответствующее предметам, окружающих его и других людей, т.е. на “предметную” среду.
С началом полового созревания к 10-11-летнему возрасту интерес к учебным занятиям и успеваемость многих детей сильно уменьшаются. Школьный класс разделяется на несколько “неформальных” групп (1-2), у каждой из которых свой лидер. Авторитет лидера часто превышает авторитет учительницы. У детей появляется сильное желание общения между собой, в рамках которого появляются их группы со своей структурой. Поэтому считается, что общение со сверстниками в подростковом возрасте является ведущей деятельностью, а направлена она на построение образов совместного поведения с остальными детьми, т.е. на освоение объектов социальной среды.
К 14-15-летнему возрасту половое созревание заканчивается. Молодые люди уже физиологически зрелые, но отнюдь не имеют возможности построить совместное поведение со взрослыми, хотя сильно это хотят и физиологически могут. Это так, потому что окружающая человека среда измененных им предметов весьма сложна и многообразна, а к тому же и быстро меняется, поэтому поведение с предметами среды нельзя построить до окончания полового созревания, а необходимо дополнительное время для его построения (т.е. для усвоения профессии). Поэтому такое поведение, как правило, становится типичным для юношеского возраста, а называем его учебно-профессиональной деятельностью. Направлено оно на предметную среду.

_________________
блог http://kerimaza.livejournal.com
сайт http://otnikolki.ru
Сладкоежка
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Возрастные особенности детей
СообщениеДобавлено: Сб июл 17, 2010 3:35 pm 
Администратор
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн апр 07, 2008 7:48 am
Сообщений: 5166
Откуда: Израиль, Хайфа
Лена, про ведущую деятельность понятно.
А про сензитивные периоды можно подробнее?
Про разные этапы в отношении языка - я вообще впервые об этом узнала :shok: Спасибо!
Хотелось бы и про другие виды деятельности - математика, иностранные языки, спорт, логика, творчество в широком смысле, танцы, музыка и так далее. Я помню, когда-то давно ты об этом тоже писала, но не могу найти.

_________________
Хотите поговорить об аутизме? Можно тут!
Маайан 22 года
Майе 9 лет
Керен Таль 7 лет
Шапокляк
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Возрастные особенности детей
СообщениеДобавлено: Сб июл 17, 2010 6:27 pm 
Администратор
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб май 31, 2008 8:28 pm
Сообщений: 4321
Откуда: Владимир Россия
Анечка, это так много, представляешь сколько надо найти, написать, продумать. Тут не только докторская светит ;-D
про сензитивные периоды я выложила все, что есть. про них вообще мало информации, мало исследований, большинство сензитивных периодов вообще не известно.

_________________
блог http://kerimaza.livejournal.com
сайт http://otnikolki.ru
Сладкоежка
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Возрастные особенности детей
СообщениеДобавлено: Сб июл 24, 2010 3:02 pm 
Администратор
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб май 31, 2008 8:28 pm
Сообщений: 4321
Откуда: Владимир Россия
Существуют разные системы периодизации жизненного цикла человека. Рассмотрим стадии психосексуального развития по Фрейду.
Оральная стадия (от рождения до 1-1,5 лет)
Младенец получает удовольствие и удовлетворение главным образом от стимуляции области рта и губ.
Пример фиксации: Орально-инкорпоративная (втягивающая): такой индивид продолжает получать основное удовольствие от таких действий, как еда, питье и курение.
Анальная стадия (от 1-1,5 до 3 лет)
Ребенок извлекает удовольствие и удовлетворение главным образом при реализации выделительной функции.
Пример фиксаций: Анально-ретентивная (удерживающая): личность такого человека характеризуется такими чертами, как жадность, упрямство, а также «эмоциональный запор» и сложность в выражении чувств. Анально-элиминативная (изгоняющая): человек отличается «эмоциональным поносом», не может держать при себе свои мысли и чувства.
Фаллическая стадия (от 3 до 5-6 лет)
Эрогенная зона перемещается в область гениталий, становясь сексуальной.
Главный вопрос, который необходимо решить: Эдипов комплекс или комплекс Электры.
Латентная стадия (от 5-6 до 12 лет)
Сексуальные импульсы дремлют.
Генитальная стадия (от 12 лет и старше)
Главенство сексуальных побуждений возвращается с вступлением в пубертат и в подростковый возраст.

Чаще всего можно встретить упоминание об Эдиповом комплексе. Фрейд предположил, что все дети переживают этот комплекс, который он назвал по имени легендарного фиванского царя, убившего отца и невольно взявшего в жены свою мать. Фрейд считал, что в ходе фаллической стадии (от 3 до 5-6 лет) у мальчика появляется сексуальное влечение к своей матери, а затем и боязнь того, что отец кастрирует его за эти желания (страх перед кастрацией). Однако постепенно он идентифицируется с отцом, пытается максимально походить на него, особенно в отношении моральных принципов. В основе этого поведения лежит идея мальчика о том, что отец не станет кастрировать его, если он будет точно таким же, как отец. Таким образом, Суперэго мальчика развивается как следствие Эдипова комплекса.
Девочки тоже переживают Эдипов комплекс (одно время Фрейд хотел называть женский вариант его проявления комплексом Электры, по имени женщины, персонажа древнегреческой мифологии, но в дальнейшем решил использовать имя Эдипа применительно к обоим полам). В женском варианте развития, согласно Фрейду, у девочки появляется половое влечение к ее отцу, а также зависть к пенису, которая вызывает желание обладать пенисом ее отца. Постепенно она приходит к символическому разрешению этого конфликта, либо идентифицируясь с матерью, либо через надежды родить ребенка мужского пола. Однако, по мнению Фрейда, зависть к пенису не обладает даже приблизительно такой мотивирующей силой, как кастрационная тревога, поэтому девочки приобретают через нее гораздо меньше моральных и личных этических принципов. В результате женщины обладают слабым Суперэго, уступающим мужскому.
Известно, что последующие исследования не подтвердили идею о наличии универсальных Эдиповых конфликтов в раннем детстве и, конечно, мысль о меньшей моральной силе женщин.

Э. Эриксон предложил другую периодизацию, основанную на психосоциальном развитии.
Младенческий возраст - Базовое доверие или базовое недоверие к миру (безнадежность): от рождения до 1 года. Дает надежду, стремление к жизни. Соответствует орально-сенсорной стадии или оральной по Фрейду.
По тому, как за ними ухаживают в младенчестве, дети узнают, заслуживает ли окружающий мир доверия. Если их потребности удовлетворяются, а к ним относятся с заботой и вниманием, обращаются с ними достаточно последовательно, у малышей складывается общее впечатление о мире как о месте безопасном и достойном доверия. С другой стороны, если их мир неоднозначен, причиняет им боль, вызывает стресс и угрожает безопасности, то дети научаются ожидать от жизни именно этого и считают, что она непредсказуема и не заслуживает доверия. В первые дни жизни ребенок «живет и любит через рот», а мать «живет и любит через грудь». В акте кормления ребенок получает первый опыт взаимности: его способность «получать через рот» встречает ответ со стороны матери. В отличие от 3. Фрейда, для Э. Эриксона важна не сама по себе оральная зона, а оральный способ взаимодействия, который состоит в способности «получать» не только через рот, но и через все сенсорные зоны, и в результате этого формируется психическая модальность поведения – «вбирать».
Вторую фазу младенческого возраста Э. Эриксон связывает с прорезыванием зубов. С этого момента способность вбирать становится более активной и направленной и характеризуется модусом «кусать». Отчуждаясь, модус проявляется во всех видах активности ребенка, вытесняя собой пассивное получение («вбирать»).
Признаки социального доверия у младенца проявляются в легком кормлении, глубоком сне, нормальной работе кишечника.
Динамика соотношения между доверием и недоверием к миру определяется не особенностями кормления, а качеством ухода за ребенком, наличием материнской любви и нежности, проявляющихся в заботе о малыше. Важным условием при этом является уверенность матери в своих действиях.

Раннее детство - Автономия или стыд и сомнение, зависимость: от 1 до 3 лет. Закладываются основы воли. Соответствует анальной стадии по Фрейду.
Она начинается с того момента, когда ребенок начинает ходить. Начиная ходить, дети открывают для себя возможности своего тела и способы управления им. Они учатся самостоятельно кушать и одеваться, пользоваться туалетом и осваивают новые способы передвижения. Когда ребенку удается сделать что-то самостоятельно, он обретает чувство самоконтроля и уверенности в себе. Но если ребенок постоянно терпит неудачи и его за это наказывают или называют неряшливым, грязным, неспособным, плохим, он привыкает испытывать стыд и сомнение в собственных силах.
На этой стадии зона получения удовольствия связана с анусом. Анальная зона создает два противоположных модуса – модус удержания и модус расслабления (отпускания). Общество, придавая особое значение приучению ребенка к опрятности, создает условия для доминирования этих модусов, их отрыва от своего органа и преобразования в такие модальности поведения, как «сохранение» и «уничтожение». Борьба за «сфинктерный контроль» в результате придаваемого ему значения со стороны общества преобразуется в борьбу за овладение своими двигательными возможностями, за утверждение нового, автономного Я.
Контроль со стороны родителей позволяет сохранить это чувство через ограничение растущих желаний ребенка требовать, присваивать, разрушать, когда он как бы проверяет силу своих новых возможностей. Но внешний контроль на этой стадии должен быть строго успокаивающим. Ребенок должен чувствовать, что его базальной вере в существование ничто не угрожает.
Родительские ограничения создают основу для негативного чувства стыда и сомнения. Появление чувства стыда, по Э. Эриксону, связано с возникновением самосознания. В нашей цивилизации, по мнению Э. Эриксона, стыд легко поглощается чувством вины. Наказания и пристыживание ребенка за плохие поступки приводят к ощущению того, что «глаза мира смотрят на него».
Борьба чувства независимости против стыда и сомнения приводит к установлению соотношения между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее ограничением. В конце стадии складывается подвижное равновесие между этими противоположностями. Оно будет положительным, если родители и близкие взрослые не будут, управляя ребенком чрезмерно, подавлять его стремление к автономии.

Дошкольный возраст - Возраст игры - Инициатива или чувство вины: от 3 до 5-6 лет. Формируется инстанция Сверх-Я как результат преодоления эдипова комплекса. Соответствует фаллической стадии по Фрейду.
Дети переносят исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из реальных, так и из воображаемых людей и вещей. Если их исследовательская деятельность в целом эффективна, они научаются конструктивным способам взаимодействия с людьми и вещами, становятся инициативными. Однако если их строго критикуют или наказывают, они часто чувствуют себя виноватыми за свои поступки.
Три линии развития составляют стержень этой стадии, готовя одновременно и ее будущий кризис: 1) ребенок становится более свободным и более настойчивым в своих движениях и вследствие этого устанавливает более широкий и, по существу, неограниченный радиус целей; 2) его чувство языка становится настолько совершенным, что он начинает задавать бесконечные вопросы о бесчисленных вещах, часто не получая должного и вразумительного ответа, что способствует совершенно неправильному толкованию многих понятий; 3) и речь, и развивающаяся моторика позволяют ребенку распространить свое воображение на такое большое число ролей, что подчас это его путает.
Модусы вторжения и включения создают новые модальности поведения на этой стадии развития личности.
Модус вторжения, доминирующий в поведении на этой стадии, определяет многообразие «схожих» по форме видов активности и фантазий. Вторжение в пространство посредством энергичных перемещений; атака в другие тела посредством физического нападения; «влезание» в уши и души других людей посредством агрессивных звуков; вхождение в неизвестное посредством снедающего любопытства – таков, по описанию Э. Эриксона, дошкольник на одном полюсе своих поведенческих реакций. На другом полюсе он восприимчив к окружающему, готов устанавливать нежные и заботливые отношения со сверстниками и малышами. Под руководством взрослых и старших детей он постепенно входит в тонкости детской политики сада, улицы, двора. Его стремление к обучению в это время удивительно сильное; он неукоснительно движется вперед от ограничений к будущим возможностям.
Стадия игры и детской генитальности добавляет в список базовых модальностей для обоих полов модальность «делания», в частности, «делания карьеры». Причем у мальчиков акцент остается на «делании» посредством мозговой атаки, а у девочек он может обернуться «ловлей» посредством или агрессивного захвата, или превращения себя в привлекательную и неотразимую особу – добычу. Таким образом формируются предпосылки мужской или женской инициативы, а также некоторые психосексуальные образы самого себя, становящиеся ингредиентами позитивных и негативных аспектов будущей идентичности.


Школьный возраст. Чувство достижения, трудолюбие или чувство неполноценности: от 6 до 12 лет. Формируется социально-ценное качество — компе¬тентность. Соответствует латентной стадии по Фрейду, необходимой для того, чтобы человек научился техническим и социальным основам трудовой деятельности.
Дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников. Чувство «Я» значительно обогащается при реалистичном росте компетентности ребенка в различных областях. Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. Особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими.
На этом этапе для него очень значимо широкое социальное окружение, допускающее его к ролям прежде, чем он встретится с актуальностью технологии и экономики, и особенно важен хороший учитель, знающий, как сочетать игру и учебу, как приобщить ребенка к делу.
Теперь ребенку требуется иногда побыть одному – почитать, посмотреть телевизор, помечтать. Часто, оставаясь один, ребенок принимается что-то мастерить, и очень злится, если у него не получается. Ощущение себя способным делать вещи Э. Эриксон называет чувством созидания – и это первая ступень превращения себя из «рудиментарного» родителя в биологического. Опасность, подстерегающая ребенка на этой стадии, состоит в чувстве неадекватности и неполноценности. Ребенок в этом случае переживает отчаяние от своей неумелости в мире орудий и видит себя обреченным на посредственность или неадекватность. Если в благоприятных случаях фигуры отца или матери (их значимость для ребенка) отходят на второй план, то при появлении чувства своего несоответствия требованиям школы семья вновь становится убежищем для ребенка.
Э. Эриксон подчеркивает, что на каждой стадии развития ребенок должен приходить к жизненно важному для него чувству собственной состоятельности и его не должны удовлетворять безответственная похвала или снисходительное одобрение. Его эгоидентичность достигает реальной силы только тогда, когда он понимает, что его достижения проявляются в тех сферах жизни, которые значимы для данной культуры. Поддерживаемое в каждом ребенке чувство компетентности (т.е. свободное упражнение своих умений, интеллекта при выполнении серьезных задач, не затронутых инфантильным чувством неполноценности) создает основу для кооперативного участия в продуктивной взрослой жизни.


Пубертатный (подростковый) и юношеский – Идентичность (личностная индивидуальность) или смешение ролей, диффузия идентичности: от 12 до 18 лет или старше. Формирование верности.
До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей — ученика или друга, старшего брата или сестры, спортсмена или музыканта и т. п. В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность. Подростки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится то, что Эриксон называет диффузией идентичности.

Молодость – Близость, интимность или изоляция, одиночество: от 18 или старше до 40. Формирование любви.
В поздней юности и ранней взрослости центральным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией. Близость включает в себя нечто большее, чем просто сексуальная близость. Это способность отдать часть своей «души» другому человеку любого пола, не боясь потерять собственную идентичность. Успех при установлении такого рода близких отношений зависит от того, как были разрешены пять предыдущих конфликтов.


Зрелость – Генеративность, творчество (производительный труд) или стагнация, застой: от 40 до 65 лет. Формирование качества - забота
В период взрослости, после того как предыдущие конфликты частично разрешены, можно уделить больше внимания другим людям, оказать им помощь. Родители иногда находят себя, помогая своим детям. Некоторые люди могут бесконфликтно направить свою энергию на разрешение социальных проблем. Но неудача при разрешении предыдущих конфликтов часто приводит к чрезмерной поглощенности собой: излишней озабоченности своим здоровьем, стремлению непременно удовлетворить свои психологические потребности, уберечь свой покой и т. п.

Старость - Целостность эго (вторичная эго-интеграция) или отчаяние, разочарование в жизни: от 65 лет и старше. Формирование мудрости.
На последних этапах жизни люди обычно пересматривают прожитую жизнь и по-новому оценивают ее. Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворение, потому что она была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то результатом является обретение им чувства целостности Эго. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния.

_________________
блог http://kerimaza.livejournal.com
сайт http://otnikolki.ru
Сладкоежка
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Возрастные особенности детей
СообщениеДобавлено: Сб июл 24, 2010 3:04 pm 
Администратор
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб май 31, 2008 8:28 pm
Сообщений: 4321
Откуда: Владимир Россия
Жан Пиаже предложил стадии когнитивного развития:
Сенсомоторная (от рождения до 1,5-2 лет)
Младенцы познают мир только посредством различных действий: рассматривания, хватания, кусания, сосания и т. д. Мыслительные функции основываются на органах чувств и движениях тела, начиная с простых рефлексов, которые дают начало более сложным, произвольным видам поведения.
Дооперациональная (от 2 приблизительно до 7 лет)
Маленькие дети формируют понятия и пользуются такими символами, как язык, для общения с окружающими. Эти понятия ограничены их личным (эгоцентрическим) непосредственным опытом. На дооперациональной стадии дети имеют очень ограниченные, иногда «магические» представления о причинах и следствиях, испытывая существенные трудности при классификации объектов или событий. Они не поддерживают пространных, общих теорий, но используют свой повседневный опыт для выстраивания специфического знания. Дети, находящиеся на дооперациональной стадии, не делают обобщений о целых классах объектов (например, все бабушки) и не могут продумать последствия конкретной цепи событий.
Конкретных операций (от 7 до 11-12 лет)
Дети начинают мыслить логически, классифицировать объекты по нескольким признакам и оперировать математическими понятиями при условии, что они могут применить все эти операции к реальным или, по меньшей мере, к воображаемым в конкретной форме объектам или событиям. В течение стадии конкретных операций дети начинают использовать логику в своем мышлении, но может быть еще затруднено понимание того, что данное животное может являться и «собакой», и «терьером». Они способны одновременно иметь дело только с одним классом понятий. И все же семилетние дети понимают, что «терьеры» — это подгруппа в группе более широкой группы «собак». Они могут видеть также и другие подгруппы, например подгруппу «маленьких собак», таких как терьеры и пудели, и подгруппу «больших собак», таких как золотые ретриверы и сенбернары. Размышляя таким образом, они демонстрируют понимание иерархии классов.
Формальных операций (от 11-12 лет и далее)
Индивиды способны провести анализ решения логических задач как конкретного, так и абстрактного содержания. Они могут систематически обдумывать все возможности, строить планы на будущее или вспоминать прошлое, а также рассуждать по аналогии и метафорически. Для формально-операционального мышления больше не требуется связь с физическими объектами или фактическими событиями. Оно позволяет подросткам впервые задать себе вопрос типа «а что будет, если...?» (А что, если бы я сказал это тому человеку?) и дать на него ответ. Оно позволяет им «проникать в мысли» других людей и принимать в расчет их роли и идеалы.

Ананьев Б.Г предложил следующую периодизацию:
Новорожденные: 1 – 10 дней
Грудной ребенок: 10 дней – 1 год
Раннее детство: 1 – 2 года
Первый период детства: 3 – 7 лет
Второй период детства: 8 – 12 для мальчиков и 8 – 11 лет для девочек
Подростковый период: 13 – 16 лет для мальчиков и 12 – 15 лет для девочек
Юношеский: 17 – 21 лет для мужчин и 16 – 20 лет для женщин
Средний возраст, первый период: 22 – 35 лет для мужчин и 21 – 35 лет для женщин
Средний возраст, второй период: 36 – 60 лет для мужчин и 36 – 55 лет для женщин
Пожилые люди: 61 – 75 лет для мужчин и 55 – 75 лет для женщин
Старческий возраст: 74 – 90 лет
Долгожители: старше 90 лет.


Периоды и стадии детского развития, по Д. Б. Эльконину, выглядят так.
Этап раннего детства состоит из двух стадий – младенчества, открывающегося кризисом новорожденное, на котором развивается мотивационно -потребностная сфера личности, и раннего возраста, начало которого знаменует кризис 1-го года жизни, в котором преимущественно осуществляется освоение операционально-технической сферы.
Этап детства открывается кризисом 3 лет, знаменующим начало дошкольного возраста (с освоением мотивационно-потребностной сферы). Второй стадией является открывающийся кризисом 6–7 лет младший школьный возраст, на котором осваивается операционально-техническая сфера.
Этап отрочества делится на стадию подросткового возраста (осваивается мотивационно-потребностная сфера), началом которого является кризис 11–12 лет, и стадию ранней юности (освоение операционально-технической стороны), связанной с кризисом 15 лет. По Д. Б. Эльконину, кризисы 3 и 11 лет – это кризисы отношений, вслед за ними возникают новые ориентации в человеческих отношениях; а кризисы 1-го года, 7 и 15 лет – кризисы мировоззрения, меняющие ориентацию в мире вещей.


Теория морального развития Л. Колберга. В качестве критериев деления развития на этапы Л. Колберг берет 3 вида ориентации, образующих иерархию: 1) ориентацию на авторитеты, 2) ориентацию на обычаи и 3) ориентацию на принципы.
Стадия 0 – хорошо то, чего я хочу и что мне нравится – символическая интуитивная мысль (логическая стадия)
Стадия 1 – послушание из страха наказания – конкретные операции, этап 1
Стадия 2 – наивный инструментальный релативизм, гедонизм, обмен услугами – конкретные операции, этап 2
Стадия 3 – ориентация на менее значимых других, конформность - формальные операции, этап 1
Стадия 4 – ориентация на поддержание установленных правил и формального порядка – формальные операции, этап 2
Стадия 5А – утилитаризм и представление о морали как продукте общественного договора (социальный контракт) – формальные операции, этап 3
Стадия 5В – ориентация на высший закон и собственную совесть – формальные операции
Стадия 6 – ориентация на универсальный этический принцип – формальные операции

«Доморальному (предконвенциональному) уровню» соответствуют стадия 1 – ребенок слушается, чтобы избежать наказания, и стадия 2 – ребенок руководствуется эгоистическими соображениями взаимной выгоды – послушание в обмен на какие-то конкретные блага и поощрения.
«Конвенциональной морали» соответствуют стадии 3 – модель «хорошего ребенка», движимого желанием одобрения со стороны значимых других и стыдом перед их осуждением, и 4 – установка на поддержание установленного порядка социальной справедливости и фиксированных правил (хорошо то, что соответствует правилам).
«Автономная мораль» переносит моральное решение внутрь личности. Она открывается стадией 5А – человек осознает относительность и условность нравственных правил и требует их логического обоснования, усматривая таковое в идее полезности. Затем идет стадия 5В – релятивизм сменяется признанием существования некоторого высшего закона, соответствующего интересам большинства.
Лишь после этого – стадия 6 – формируются устойчивые моральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью безотносительно к внешним обстоятельствам и рассудочным соображениям.
В последних работах Л. Колберг ставит вопрос о существовании еще 7-й, высшей стадии, когда моральные ценности выводятся из более общих философских постулатов; однако этой стадии достигают, по его словам, лишь немногие.
Эмпирическая проверка теории Л. Колберга в США, Англии, Канаде, Мексике, Турции, Гондурасе, Индии, Кении, Новой Зеландии, на Тайване подтвердила ее кросскультурную валидность относительно универсальности первых трех стадий морального развития и инвариантности их последовательности. С высшими стадиями дело обстоит гораздо сложнее. Они зависят не столько от уровня индивидуального развития человека, сколько от степени социальной сложности общества, в котором он живет.
Возрасты и взрослые уровни Л. Колберг не выделяет. Он считает, что развитие морали как у ребенка, так и у взрослого носит спонтанный характер, а потому никакая метрика здесь невозможна.


Модель развития общения М. И. Лисиной. Отталкиваясь от психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева и, соответственно, рассматривая общение как коммуникативную деятельность, М. И. Лисина считает потребность в общении самостоятельной и отличной от всех других видов потребностей. В качестве мотива деятельности общения выступает партнер по общению.
Мотивы делятся на 3 группы – познавательные, деловые и личностные. В качестве средств общения рассматриваются экспрессивно-мимические движения, предметные действия и речевые операции.
Каждая из выделенных форм общения характеризуется: 1) временем, 2) местом, 3) содержанием потребности, 4) ведущими мотивами и 5) средствами общения.
В периодизации развития общения выделяются следующие формы: 1) ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым (первое полугодие жизни); 2) ситуативно-деловое общение (6 мес – 2 года); 3) внеситуативно-познавательное общение (3–5 лет); 4) внеситуативно-личностное общение (6–7 лет).


Концепция А. Валлона намечает стадии развития личности:
1)стадия внутриутробной жизни характеризуется полной зависимостью зародыша от организма матери;
2)стадия моторной импульсивности (от рождения до 6 мес) характеризуется потребностью ребенка в питании и двигательной активности, на основе которых вырабатываются элементарные условные рефлексы;
3)стадия эмоциональности (от 6 мес до 1 года) характеризуется установлением отношений с окружающими людьми и прежде всего с матерью, которая является основным стимулом к развитию;
4)сенсомоторная стадия (от 1 года до 3 лет) характеризуется интересом к внешнему миру, выходящему за пределы отношений с близкими взрослыми; этому в значительной степени способствуют хождение и речь;
5)стадия персонализма (от 3 до 5 лет) характеризуется кризисом 3 лет, возникновением чувства «Я», самостоятельностью в действиях, желанием быть в центре внимания;
6)стадия различения (от 6 до 11 лет) характеризуется расширением круга взаимоотношений, осознанием своего статуса, притязаниями на признание, развитием умственных способностей;
7)стадия полового созревания и юношества характеризуется неуравновешенностью личности, внутренними противоречиями, возникновением диаметрально противоположных чувств к окружающим, развиваются самоанализ и самооценка.

Переход от стадии к стадии рассматривается не просто как результат количественных изменений, а как перестройка: деятельность, преобладающая на одной стадии, становится второстепенной или даже вовсе исчезает на следующей.

_________________
блог http://kerimaza.livejournal.com
сайт http://otnikolki.ru
Сладкоежка
Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 38 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Воспроизведение материалов форума только с прямой активной ссылкой на форум www.forum.mykanon.com
Русская поддержка phpBB

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Rambler's Top100