Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 38 ]  На страницу 1, 2, 3, 4  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Возрастные особенности детей
СообщениеДобавлено: Сб окт 11, 2008 8:30 pm 
Модератор
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт сен 18, 2008 11:27 am
Сообщений: 1970
Откуда: Украина, Черкассы
zaryna писал(а):
Часто взрослые переносят свои умения, свои возможности на ребенка, но ребенок это не уменьшенная копия взрослого. Его психика иная, иное восприятие, внимание, память, мышление.

_________________
Изображение

Музыка - детям!

С музыкой по жизни

http://orff.com.ua
Скрипола
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Возрастные особенности детей
СообщениеДобавлено: Чт дек 18, 2008 11:21 am 

Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт дек 05, 2008 1:49 am
Сообщений: 3043
Откуда: Украина, Донецк
Скрипола писал(а):
zaryna писал(а):
Часто взрослые переносят свои умения, свои возможности на ребенка, но ребенок это не уменьшенная копия взрослого. Его психика иная, иное восприятие, внимание, память, мышление.

И не только свои возможности и умения, но и создают Образ Идеального ребенка, и если ребенок не соответствует, то возникают конфликты, а у ребенка комплексы на всю жизнь. ведь так обидно огорчать родителей и чувствовать себя "бездарностью".

_________________
Каждое мгновение - это возможность. и только мы решаем, как его использовать.
Владик 2007
Евгений 2012
Давид 2014
Алина
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Возрастные особенности детей
СообщениеДобавлено: Пт июн 25, 2010 7:34 pm 
Администратор
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб май 31, 2008 8:28 pm
Сообщений: 4321
Откуда: Владимир Россия
Стоит начать с самого раннего возраста. Что для ребенка самое важное после рождения, каков он? Как с ним лучше всего общаться? Этот возраст пролетает стремительно, но он так важен для дальнейшего развития, для дальнейшей жизни, для того, каким ребенок будет - открытым, солнечным, отходчивым или настороженным, склонным к истерике, недоверчивым. А может быть чаще сердитым, агрессивным.
Безусловно, есть врожденные особенности, темперамент, наследственность, но и то, насколько ребенок получает то, в чем нуждается больше всего определяет его дальнейшую судьбу.
Итак, сначала младенческий возраст. Он делится в психологии на три периода:
- Новорожденность до 2 - 3 месяцев, по сути до возникновения комплекса оживления.
- Раннее младенчество до 6 месяцев.
- Позднее младенчество от 6 месяцев до года.

Кроме того период от зачатия до 28 недель называется пренатальный период,
от 28 недель до 7 дней после рождения - перенатальный период.

Ребенок рождается с врожденными рефлексами. Среди них особое значение имеет ориентировочный рефлекс (по И.П. Павлову "Что такое?"). Он проявляется в зрительном и слуховом сосредоточении ребенка на зрительных и слуховых стимулах окружающей среды. Этот рефлекс проявляется с первых дней жизни ребенка. Слыша что-нибудь, видя новое, яркое, движущееся ребенок затихает и весь сосредотачивается на этих стимулах, и чем больше новых раздражителей, тем интенсивней будет развиваться мозг ребенка.

Ребенок рождается с рефлексами выживания и примитивными рефлексами. Рефлексы выживания представляют собой поведенческие реакции (рефлексы), необходимые для адаптации и функционирования, особенно в течение первых недель жизни, прежде, чем управление берут на себя высшие мозговые центры. Например, дыхание является рефлекторным, хотя, по прошествии первых месяцев жизни, оно подчиняется и произвольному контролю. Кашель, чихание, отрыжка, икота, зевота и многие другие рефлекторные действия также даются ребенку с рождения и сохраняются всю жизнь. По контрасту, поиск и сосание, высокоадаптивные рефлексы, целью которых является нахождение соска и получение молока, сначала являются рефлексивными, но через несколько месяцев становятся полностью произвольными.
Рефлексы выживания

Дыхание. Младенцы рефлекторно совершают вдохи для получения кислорода и выдыхают диоксид углерода. Дыхание постоянно является рефлекторным, так как не требует сознательных усилий, хотя после первых месяцев жизни появляется способность регуляции дыхания в определенном диапазоне с помощью волевых усилий.

Рефлекс «поиска груди»- Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в направлении раздражителя и открывает рот, как будто ищет сосок. Этот рефлекс в норме исчезает после 3-го или 4-го месяца.

Сосательный рефлекс. Если положить палец в рот ребенка (или другим образом стимулировать его), он начнет сосать, совершая ритмичные поступательные движения. В течение первых месяцев жизни рефлекс постепенно становится произвольным.

Зрачковый рефлекс. Зрачки ребенка сужаются на ярком свету и при засыпании, расширяются в темноте и при пробуждении. Это постоянный рефлекс.

Моргание. Младенцы моргают в ответ на быстрое движение объекта, на дуновение воздуха по направлению к их глазам. Это устойчивый рефлекс.

Примитивные рефлексы

Рефлекс Моро. Когда ребенка резко опускают или поднимают или он пугается громкого звука, он сначала растопыривает руки и вытягивает пальцы, а затем сжимает их и подтягивает руки назад к телу. Этот рефлекс исчезает по прошествии приблизительно 4 месяцев.

Хватательный рефлекс кисти. Когда к ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает еще крепче. Исчезает примерно через 5 месяцев.

Хватательный рефлекс стопы. Если слегка нажать рукой на верхнюю часть подошвы, у ребенка произойдет тоническое сгибание пальцев стопы. Этот рефлекс похож на хватательный рефлекс кисти, но исчезает только через 9 месяцев.

Рефлекс Бабинского. При поглаживании поверхности подошвы ступни ребенка от пятки к пальцам наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и разведение в стороны остальных. Рефлекс исчезает через 6 месяцев.

Рефлекс шага (ходьбы). Когда ребенка держат вертикально, перемещая туловище вперед, а он упирается ступнями о твердую поверхность, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу. Рефлекс исчезает через 2-3 месяца.

Плавательный рефлекс. Ребенок пытается совершить скоординированные плавательные движения, если поместить его в воду животом вниз. Рефлекс исчезает приблизительно через 6 месяцев.

Шейно-тонический рефлекс. Когда голову лежащего на спине ребенка поворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повернута голова, и сгибает противоположные, что напоминает позу фехтовальщика. Рефлекс исчезает примерно через 4 месяца.

Примитивные рефлексы не обладают явно выраженной ценностью для выживания и, видимо, не связаны с моторным развитием, но они могли иметь большое значение в один из моментов нашей эволюции. Например, рефлекс Моро — это реакция испуга у новорожденного. Когда младенцы боятся громкого звука или того, что их уронят, они сначала раздвигают в стороны обе руки с протянутыми пальцами, будто пытаются кого-то или что-то схватить. Затем руки постепенно возвращаются в исходное положение. Таким образом, рефлекс Моро мог способствовать выживанию в отдаленном прошлом: в случае падения новорожденный, схватившийся за волосы матери, имел шансы выжить. С рефлексом Моро связан хватательный рефлекс. Так, малыш сжимает пальцы руки вокруг любого предмета, например вокруг пальца взрослого человека или карандаша, если прикоснуться им к его ладони. Некоторые дети хватаются так крепко, что их целую минуту можно держать на весу. Примитивные рефлексы в норме исчезают в течение первых нескольких месяцев жизни и поэтому имеют диагностическую ценность: если они не пропадают в должное время, это может оказаться сигналом наличия у ребенка проблем неврологического характера.
Цеплятельный или хватательный рефлекс был важным в очень давние времена. Он остается наиважнейшим у обезьян, детеныш вцепляется в шерсть матери и даже при ее прыжках не потеряется, не отпустит свою маму. Когда-то давно у наших предков он играл такую же роль. Б.П. Никитин призывал к тому, чтобы мы поддерживали этот рефлекс, развивая его. Но вот что говорят исследования - как только затухает этот рефлекс, начинают развиваться отдельные движения пальчиков, только после его угасания возможны дифференцированные движения пальцев и выделение указательного в первую очередь.

Шкала Апгар для оценки состояния новорожденных
Шкала Апгар является методом быстрой и эффективной оценки состояния новорожденного. Эту шкалу разработала в 1953 году Вирджиния Апгар, благодаря которой врачи получили возможность быстро и объективно определять состояние здоровья новорожденных. Оценка производится через 1 минуту после рождения и повторяется через 5 минут. Измеряется пульс, и оцениваются характер дыхания, мышечный тонус, рефлекторная возбудимость, фиксируется окраска кожи. Максимальное количество баллов, которое можно набрать по данной шкале, равняется 10, а оценка 7 и более баллов считается нормальной. Количество баллов ниже 7 говорит о том, что те или иные системы организма ребенка еще не функционируют полностью и он нуждается в повышенном внимании и постоянном наблюдении. При оценке ниже 4 баллов необходимо немедленное подключение младенца к системам жизнеобеспечения.
Сердцебиение: 0 баллов – отсутствует; 1 – частота меньше 100 уд/мин; 2 - частота больше 100 уд/мин
Дыхание: 0 – отсутствует; 1 - медленное, нерегулярное; 2 – громкий крик
Мышечный тонус: 0 – вялый; 1 – некоторая степень сгибания; 2 – активные движения
Рефлекторная возбудимость: 0 – отсутствует; 1 – слабо выражена (гримаса); 2 – сильно выражена (крик)
Окраска кожи: 0 – синюшная или бледная; 1 – розовая окраска тела и синюшная у конечностей; 2 – розовая.

Сейчас иногда обследуют детей с использованием шкалы Брэзелтона, которая включает обычные неврологические тесты, но ее основное назначение — оценка поведенческих возможностей и социальной отзывчивости новорожденного.
Подшкалы шкалы оценки поведения новорожденного Брэзелтона
Привыкание
Как быстро ребенок реагирует на свет, звук колокольчика и погремушки, укол булавки и затем привыкает к ним?
Ориентировочная реакция
Как быстро ребенок успокаивается и поворачивается в направлении света, звука колокольчика, голоса или лица взрослого?
Мышечный тонус и двигательная активность
Насколько сильна и устойчива двигательная активность ребенка?
Динамика состояний
Насколько быстро и легко ребенок переходит от сна к бодрствованию? К крику (плачу)?
Регулировка состояний
Как ребенок успокаивается? Легко ли его успокоить?
Вегетативная устойчивость
Реагирует ли ребенок на стимулы дрожью или внезапным вздрагиванием?
Рефлексы
Адекватно ли новорожденный демонстрирует рефлексы выживания и примитивные рефлекторные реакции?

Рождение для ребенка это большой стресс, это первый кризис в его жизни. Период адаптации продолжается до 1-2 недель. В это время дети могут терять в весе, причем мальчики больше и дольше теряют в весе, чем девочки. Конец падения веса и начало его нарастания является границей периода новорожденности с физиологической точки зрения, а с психологической такой границей является первая социальная реакция на другого человека.
В самом начале ребенок вроде как много спит, но это еще не настоящий сон, это охранительное торможение, в которое он впадает из-за слишком большого потока получаемой информации.
Ребенок полностью зависит от взрослого и управлять ситуацией сначала может только через плач. Удовлетворение всех потребностей ребенка в этом возрасте очень важно, причем их надо удовлетворять как можно быстрее и качественнее. Неудовлетворение потребностей ведет к снижению иммунитета, развитию чувства ненужности, что в дальнейшем очень трудно будет компенсировать, а порой и невозможно. А при своевременном удовлетворении потребностей у младенца формируется потребность в общении с окружающими взрослыми. С самого рождения младенец из всех зрительных стимулов выделяет лицо человека, а из звуков - звуки речи, в речи же он в первую очередь улавливает эмоциональную окраску, причем, чтобы воспринимать речь, ребенок должен видеть говорящего, причем очень рано ребенок стремится установить контакт глаза в глаза.
Проводились различные эксперименты, которые доказали, что для ребенка в лице самое важное наличие глаз.
Таким образом мы можем выделить две главные особенности общения в этом возрасте - непосредственный контакт с человеком и эмоциональный характер общения. на этой основе и развивается комплекс оживления. Что такое комплекс оживления? Часто задавая вопрос - был ли и когда комплекс оживления, я встречала недоумение, а потом стандартный ответ - у нас все было по книгам, все было по возрасту, значит и комплекс оживления был.
Комплекс оживления
Это первая специфическая форма реагирования именно на человека (на его лицо или голос) появляется к 2–3 месяцу, по некоторым данным может появиться в 1 месяц. Он включает в себя 3 компонента:
1)улыбка: первые улыбки могут фиксироваться на 1-й неделе 2-го месяца жизни. В опытах М. И. Лисиной установлено, что с возрастом улыбка ребенка меняется. Первые улыбки легкие, с растягиванием рта, но без размыкания губ. Постепенно ребенок начинает улыбаться спокойно, с серьезной спокойной мимикой. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и с оживленной мимикой;
2)вокализации: ребенок гулит, гукает, лепечет, вскрикивает навстречу взрослому;
3)двигательные реакции, оживление: открывается «комплекс оживления» поворачиванием головки, скашиванием глазок на взрослого, слабыми движениями ручек и ножек. Постепенно ребенок начинает вскидывать ручки, сгибать ноги в коленях, поворачивается на бок с выгибанием спинки. В развитом комплексе отмечаются энергичные повторные прогибы спинки с упором затылком и пятками («мостики») со столь же энергичным выпрямлением, а также шагающие движения ножками, вскидывание, размахивание и опускание ручек.

«Комплекс оживления» проходит 3 стадии:
1) улыбка;
2) улыбка + гуление;
3) улыбка + вокализации + двигательное оживление (к 3 месяцам). Кроме того, начало «комплекса оживления» связано с генерализованным привлечением любого взрослого, конец характеризуется появлением избирательного общения. Так, уже 3-месячный ребенок выделяет свою мать из окружения,

Комплекс оживления - это невербальное средство общения ребенка со взрослым, которое говорит о радости и связан с общением. Это первое средство, умение ребенка, направленное на удержание взрослого возле себя, на то, чтобы привязать ухаживающего взрослого к себе, чтобы управлять взрослым, чтобы взрослый полюбил и дальше ухаживал и удовлетворял все потребности ребенка. И только очень черствый человек может устоять перед этим, у взрослых комплекс оживления вызывает умиление, ответную радость, желание улыбаться и делать все для ребенка.
Комплекс оживления является наиболее важным сигналом благополучия ребенка, показывающим нормальное развитие ребенка, а его отсутствие так же важный сигнал о том, что не все проходит так, как положено. У детей, которые воспитываются без родителей, в больницах и домах ребенка комплекс оживления может вообще не появиться. его отсутствие может говорить о различных заболеваниях психики.
Примерно до 5 месяцев «комплекс оживления» развивается и сохраняется как целое, а к 6 месяцам отмирает как единая комплексная реакция, но его компоненты начинают трансформироваться: улыбка – в мимику, гуление – в речь, двигательное оживление – в хватание.

Общий принцип, которому подчинено развитие младенца, такой: сенсорное развитие опережает моторное, и это существенно отличает младенца от детенышей животных, у которых все наоборот: сенсорика отстает от моторики.

Постепенно ребенок научается активно бодрствовать, у него происходит отделение сна от бодрствования и постепенно увеличивается период активной деятельности.
Идет активное развитие ощущений, что необходимо для познания окружающего мира.
Развивается восприятие (первый показатель этого - ребенок выделяет конкретного взрослого)
Развивается память, первая память двигательная - на положение тела при кормлении, следующий вид памяти - эмоциональная, образная, но тут есть различные мнения.
формируется образ себя и отношение к окружающему миру.

_________________
блог http://kerimaza.livejournal.com
сайт http://otnikolki.ru
Сладкоежка
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Возрастные особенности детей
СообщениеДобавлено: Сб июн 26, 2010 3:26 pm 
Администратор
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб май 31, 2008 8:28 pm
Сообщений: 4321
Откуда: Владимир Россия
Данный материал пока формируется как скелет, в дальнейшем я хочу дополнять его и расширять.

После 6 месяцев ребенок начинает овладевать предметами, у него активно развивается рука, пальчики, он учится схватывать предметы, ощупывать их, различать на ощупь форму и материал, но главное - он начинает овладевать деятельностью, которая направлена на познание свойств предметов, но еще не связана с функцией предмета.
Активно развивается ситуативно-деловые формы общения со взрослым. Но для нормального развития этого вида общения необходимо развитие предыдущего вида - непосредственно-эмоционального общения со взрослым. Т.е. ребенок постепенно начинает общаться по поводу какого-либо предмета, какого-либо процесса, например одевание, кормление. Но развитие этого общения так же невозможно, если мама при одевании, кормлении молчит, не вступает в контакт с ребенком. К сожалению, я это видела много раз, а когда начинаешь говорить маме, что с ребенком необходимо говорить, необходимо стимулировать его на движения, например: подай ручку, открой ротик (а вообще это надо говорить ребенку с самого рождения), то мама удивляется и отвечает, что когда ребенок начнет разговаривать, тогда она и будет так с ним общаться, а пока это бесполезно. Но ребенок может очень долго не заговорить, если у него нет стимула, если он не слышит ситуативно-деловую речь. Ведь именно на таких ситуациях и базируется развитие речи ребенка, сначала происходит формирование пассивного словаря, и только затем активного.

К 9-12 месяцам у ребенка формируется представление о предмете, как постоянном и имеющем определенную локализацию в пространстве. Но и это надо развивать, например таким образом: выбираем предмет, например часы, подносим и говорим - это часы, потом отходим и спрашиваем - где часы? Но делать это надо эмоционально и начинать месяцев в 7, тогда к 9 месяцам ребенок будет знать достаточно много предметов, их название, положение в доме.

Так же после 6 месяцев у ребенка устанавливаются элементарные причинно-следственные связи как попытка ответить на вопрос: "А что будет, если?". Ребенок может для этого бросать предметы и следить как за самими предметами, так и за реакцией мамы, взрослых. И в этом активную роль должны играть взрослые. Попробуйте представить себя совершенно новым человеком, может быть инопланетянином, который никогда не был на этой планете, тогда вы сможете взглянуть на мир совсем маленького ребенка и сможете тоже задать себе такие же вопросы, которые задает ребенок, тогда вы сможете показать ребенку множество интересных и познавательных вещей.

Начинается овладение активной речью.

Начинает развиваться прямохождение, причем для этого необходимо ребенку видеть взрослых ,которые ходят, потому что подражание играет огромную роль. Хотьба имеет огромную эмоциональную роль для ребенка, у него увеличивается кругозор, освобождаются руки, ребенок испытывает настоящую мышечную радость.

Но одно из самых важных достижений ребенка к году - формирование мотивирующих поведение представлений. До этого ребенка было легко отвлечь, а теперь это становится сложнее, это происходит в связи с развитием собственных представлений ребенка об окружающей действительности, развивается память. Ребенок начинает капризничать, может даже кричать, бросать вещи. Но это должно только радовать родителей, ведь это показатель того, что развитие ребенка идет в правильном русле, у него появились свои собственные побудительные мотивы.
Для родителей это сложный период, с одной стороны ребенок может сам все больше, но мы далеко не все можем позволить ему делать. Объяснение запретов еще очень плохо понимается ребенком и запреты вызывают у ребенка гнев, протест. Таким образом ребенок пытается выйти на новый уровень общения со взрослыми, отвоевать себе больше свободы, в этом суть кризиса 1 года жизни. Но более подробно о кризисах будет в соответствующем разделе.

_________________
блог http://kerimaza.livejournal.com
сайт http://otnikolki.ru
Сладкоежка
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Возрастные особенности детей
СообщениеДобавлено: Сб июн 26, 2010 7:50 pm 
Администратор
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб май 31, 2008 8:28 pm
Сообщений: 4321
Откуда: Владимир Россия
Вот ребенок уже подрос и ему больше года. Возраст от года до 3 лет называется ранним возрастом.
Ведущей, определяющей, главной деятельностью этого возраста является предметно-манипулятивная. Ребенок начинает использовать предмет по его прямому назначению и поэтому главное, что появляется у ребенка после года - усвоение правил и способов действия с предметами. Ребенок еще не может действовать предметами "по-нарошку": если он держит ложку, то для него жизненно важно использовать ее для еды или кормления куклы. Дети могут даже резко негативно встречать попытку использовать предмет не по назначению. Предмет, его функция в этом возрасте являются первыми регуляторами активности ребенка.
Предмет, его восприятие в этом возрасте является центральное познавательной функцией, формируется предметная деятельность и именно на этой основе формируется мышление.
В этом возрасте у ребенка основным типом мышления является наглядно-действенное. Действуя, манипулируя предметами, используя их по назначению - по сути присваивая весь огромный опыт человечества через предмет, ребенок мыслит.
Постепенно развивается знаково-символическая функция сознания. В процессе взаимодействия с предметами ребенок узнает и усваивает их многофункциональность - полифункциональность, т.е. способность замещать одни предметы другими. Ребенок легче использует те, свойства которых не знает, предметы же, свойства которых ребенок знает, он использует с трудом по другому назначению и это поле для игры, занятий с детьми.
В этом возрасте игрушки должны быть не оформленными, взаимозаменяющими друг друга, такими, чтобы можно было использовать для различных игр, вместо различных предметов. У ребенка должно быть достаточно различных палочек, плоских, разного размера, деревяшек, может быть даже крышечек, в общем разных предметов, которые найдутся в любом доме.
Многие мамы замечают, что дети в этом возрасте вообще не любят игрушки, но с огромным удовольствием играют с кастрюлями, коробками, баночками. Они любят их закрывать, закручивать и откручивать, в них помещать различные предметы. Для детей этого возраста у меня есть одна неотразимая игрушка: бутылка пластиковая из-под питьевого йогурта с дыркой в крышке и наполненная маленькими огрызками цветных карандашей. Высыпаешь карандаши и показываешь, как они вставляются внутрь. Дети как зачарованные высыпают и снова вставляют карандаши. Подобные игрушки очень полезны, они развивают точность движений, координацию руки и глаза.
У ребенка к году должны развиться пальчики так, чтобы он мог двигать отдельно указательный, средний и безымянный. Мизинчик может довольно долго двигаться одновременно с безымянным. Замечено, что от этого зависит развитие речи - пока пальчики не будут двигаться отдельно, ребенок не будет говорить фразами.
Но особенно важно развитие указательного пальца и для этого разработан целый ряд игрушек типа: "сунь пальчик - выскочит зайчик". Это могут быть любые игрушки, в которых ребенок должен нажать на кнопочку одним пальчиком. Это могут быть и музыкальные игрушки. Именно дети этого возраста чаще всего засовывают свои пальчики в самые неподходящие места, например в щель двери и бедные пальчики. Даже поэтому стоит удовлетворить данную потребность ребенка.

К трем годам у ребенка формируется гордость за свои достижения и развивается самосознание, формируется система "Я". До трех лет дети чаще себя называют по имени или так, как его называют взрослые. Появляется самооценка и самый лучший вариант, когда она положительная. Она должна быть положительной - Аня хорошая, Петя умный. Сначала появляется местоимение САМ, САМА, затем появляется местоимение МОЙ, МОЯ - распространяется на все предметы, с которыми ребенок может действовать самостоятельно. Не спешите переубедить ребенка, доказать, что это не его, лучше просто отвлечь, дать другую игрушку, если он овладел чужой. Ребенок подрастет и постепенно поймет, что не все в его руках его собственность. А пока именно так, даже более того, для ребенка все, что в руке есть продолжение его руки, продолжение его самого. И для отделения себя от предметов тоже нужно время.
К трем годам появляется местоимение - Я. Ребенок сначала познает образ себя, он начинает реагировать на фотографии, отражение в зеркале, ему необходимо видеть себя, чтобы затем суметь выделить себя из среды, отделить от мамы. И ребенку важно для всего его дальнейшего развития воспринимать себя как хорошего, красивого, умного, как мама или как папа, как взрослый. И как часто можно слышать - ты еще маленький. Придержите язык, если вам захочется это сказать двух-трех летнему малышу. Он уже ведь и слово малыш не хочет слышать в свой адрес - радуйтесь. Если сейчас вы убедите его в том, что он еще маленький, что ничего не может, что не взрослый, то через год вы захотите, чтобы ребенок делал что-то сам, а он не захочет, он так верит нам, взрослым и его легко убедить.

Кроме того его представление о себе как о взрослом является предпосылкой зарождения ролевой игры. Сначала он думает, что он уже на самом деле взрослый, но потом действительность сама доказывает ему, что это не так и поэтому желание быть взрослым претворяется в сюжетно-ролевой игре, в которой ребенок может быть взрослым понарошку, играть во взрослого, в профессии, в маму и папу.

Но кроме того у ребенка появляется потребность выполнять хотя бы что-то из того, что делают взрослые. К сожалению, эта потребность очень быстро угасает, если она не находит применения, а в дальнейшем очень сложно бывает вовлечь ребенка в реальную полезную деятельность. Поэтому стоит подумать, что можно поручить, доверить ребенку, расширить его самостоятельность.

Многие мамы утверждают, что ребенок уже хорошо играет, но это случается очень редко, имитация действий взрослого с предметами, причем использование их по прямому назначению не является настоящей игрой, это только предпосылки для возникновения игры. В игре ребенок уже действует понарошку.

Этот возраст так же заканчивается кризисом, причем одним из самых ярких, сложных - кризисом трех лет.

_________________
блог http://kerimaza.livejournal.com
сайт http://otnikolki.ru
Сладкоежка
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Возрастные особенности детей
СообщениеДобавлено: Пн июн 28, 2010 5:55 pm 
Администратор
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб май 31, 2008 8:28 pm
Сообщений: 4321
Откуда: Владимир Россия
Про кризисы читайте отдельно, а мы перешли к одному из самых приятных периодов в жизни с ребенком. если вы сделали все правильно, кризис не затянулся, все вернулось в мирное русло, ребенок уже подрос, в состоянии общаться используя язык и понимая его. Ребенок переходит в стадию играющего. А школа еще вроде далеко. Замечательный период.
Период после трех и до семи лет называется дошкольным. Сам дошкольный период делится на два ранний дошкольный и старший дошкольный. Бывает и так, что собственно дошкольным называют старший дошкольный период, примерно с 5 до 7 лет или до поступления в школу.
Начало дошкольного возраста характеризуется в основном интересом к процессу игры, а не к результату. У ребенка очень ярко проявляется потребность в самоутверждении и в тоже время ребенок стремится установить положительные отношения со сверстниками и взрослыми. С 4 лет появляется ситуативно-деловое общение со сверстниками. Поэтому именно с 4 лет лучше всего вести ребенка в дошкольное учреждение, где у него появится возможность общаться в различных ситуациях с детьми.
Ко второй половине дошкольного возраста ребенок начинает осознавать, что для получения положительной оценки и взрослых и детей необходимо много знать и это может стимулировать ребенка в познавательной активности. Игры с правилами, постепенное смещение интереса ребенка в игре обращать внимание больше на правила, на их четкое выполнение начинает способствовать усвоению нравственных норм и постепенно у ребенка формируется потребность действовать в соответствии с правилами в обычной жизни, а не только в игре. Появляется стремление к соревнованию, к желанию не только играть, но и выигрывать.
К концу дошкольного периода ребенок начинает осознавать свое положение в системе общественных отношений. Если раньше ребенок говорил, что он большой, то теперь он может сказать, что еще маленький, а вот пойдет в школу, то станет большим. Обучение в школе, новая для него роль ученика становится для ребенка привлекательной. Ребенок стремится заниматься значимой деятельностью, а в его возрасте это именно учение в школе. Ребенок так же начинает осознавать свои переживания и в связи с этим утрачивается непосредственность, появляется склонность к манерничанию, искусственности поведения. Некоторых родителей это расстраивает, но это необходимый этап развития человека, который показывает, что ребенок выходит на новую ступень в своем развитии, что он не только осознает свои чувства, осознает, как его поведение влияет на окружающих, но и пытается овладеть своими чувствами, учится их скрывать, учится менять свое поведение в зависимости от ожиданий окружающих, в зависимости от ситуации и делает это осознанно. А ведь это умение одно из самых необходимых в жизни и ребенку необходимо помогать в этом нелегком обучении. Поэтому в этом возрасте очень полезна театральная деятельность, психогимнастика.

Очень важное достижение дошкольного периода - формирование иерархии мотивов (соподчиненности мотивов). Это необходимо, ведь человеку надо всегда выбирать, выстраивать свои желания, уметь выбирать главное и второстепенное. Уметь отказываться от своих желаний. особенно ярко это проявляется в игре, ведь именно в игре ребенок сталкивается с необходимостью подчинять одни желания другим, ведь порой чтобы остаться в игре, ребенку необходимо ограничивать себя в своих желаниях. Так же в игре развивается децентрация мышления, т.е. способность ребенка взглянуть на ситуацию не только со своей точки зрения. Ребенок уходит с эгоцентрической позиции. Это легко проверить например следующим образом: Поставленные игрушки (можно взять 4 штуки разного размера) надо сфотографировать с четырех сторон, поставить в эти точки кукол, другие игрушки и предложить ребенку находясь на одном месте определить, что именно видит каждая из игрушек, выбрать нужные фотографии. Ребенок 3-4 лет выбирает фотографию только вида со своего места, он не в состоянии представить, что кто-то видит иначе, не так, как он сам. А к 6-7 годам ребенок уже может определить, что видит каждая из игрушек, т.е. он в состоянии встать на место другого.

В итоге формируется произвольность поведения - возможность управлять своим поведением исходя из своих собственных мотивов.

В дошкольном возрасте развивается воображение и появление страхов является одним из показателей его развития.
Если до 3 лет у ребенка ведущим было наглядно-действенное мышление, то после трех лет развивается наглядно-образное мышление. Теперь ребенку для решения задачи не обязательно проделать все с предметами, он уже может многое сделать в уме. Это легко видно в таких играх, как "Рамки и вкладыши Монтессори", коробка форм, Матрешка и др. Если раньше ребенок выбирал нужные детали методом тыка, подбора, то теперь может "на глаз" оценить и выбрать нужную деталь и сразу поставить на место, в уме может повернуть и сразу поставить как надо.

У ребенка до трех лет память как губка, многие мамы хвастаются этим, говоря, что ребенок легко выучил наизусть огромное стихотворение, моя племянница знала всю "Муху-цокотуху". Но вот ребенку 4 года и к ужасу родителей даже самое маленькое стихотворение заучивается с огромных трудом. Но это совершенно естественный процесс, теперь функционирует другая память, она уже не такая "легкая", теперь ребенок запоминает только то, что ему интересно, что яркое, новое. Пугаться нечего, и эта память тоже "уйдет", после 6 лет начинает развиваться та память, с которой человек будет жить - произвольная память, память коры головного мозга. Локализация этой памяти различна. В одном месте музыкальная, в другом речевая, в третьем моторная и т.д. Самая сложная, позже всех развивающаяся - логическая память, но для взрослого человека именно логическая память бывает палочкой-выручалочкой.
Поскольку произвольность формируется к концу дошкольного периода, то и произвольная память так же появляется к школе. Но у ребенка часто бывает так, что он сам вспомнил даже события очень давние, которые могли произойти несколько лет назад. Это дает основание родителям ожидать от ребенка того, что он должен вспомнить, что было в садике, он должен выучить заданное на занятиях. Но помните, произвольная память только начнет развиваться к 6 годам, хотя начинать заниматься развитием памяти стоит намного раньше.

5 лет - сензитивный период для развития математических навыков, логического мышления. Это и возраст грации, именно после 5 лет ребенку стоит начать заниматься танцами, гимнастикой.

_________________
блог http://kerimaza.livejournal.com
сайт http://otnikolki.ru
Сладкоежка
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Возрастные особенности детей
СообщениеДобавлено: Пн июн 28, 2010 6:10 pm 
Администратор
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб май 31, 2008 8:28 pm
Сообщений: 4321
Откуда: Владимир Россия
Готовность к школе
1 Физиологическая готовность:
- здоровье
- развитие мелкой моторики

2 Личностная (социально-личностная)
- мотивационная готовность
- волевая готовность
- нравственная готовность
- коммуникативная готовность - умение выстраивать отношения с различными взрослыми в различных социальных ситуациях.

3 Интеллектуальная готовность. Необходимый фонд действенных знаний - знаний, которые ребенок легко использует в своей жизни и Знание о том, как эти знания используются.

Адаптация к обучению в школе бывает очень сложной для ребенка. Основное противоречие заключается в том, что ребенок очень хочет быть успешным, но у него нет реального опыта школьной жизни, он не знает, как это сделать. Все это вызывает страшное напряжение, что приводит к скованности, агрессии, чрезмерной усталости и даже соматическим заболеваниям.

В начале школьного обучения у ребенка закладываются навыки учения, он усваивает правила и очень серьезно к ним относится. порой даже кажется, что дети ябедничают, сообщая, что кто-то нарушил правила, но это не ябедничество, это необходимость подтверждения, что правила действуют и для всех обязательны. Дети начинают стремиться быть как все, не выделяться. Учитель становится самым важным человеком, самым главным. Ребенок может даже заплакать, если мама требует что-то иначе, чем сказала учительница.
Вначале обучения в школе для ребенка более важным может быть внешняя сторона - форма, портфель, пенал, красивая ручка. У ребенка может быть сильный интерес к оценке, стремление получать самые высокие оценки. Постепенно формируется интерес к самой учебной деятельности, но это зависит от очень многих условий и в первую очередь от готовности самого ребенка и способа преподавания в школе, от умения учителя заинтересовать детей процессом и результатом учебной деятельности.

_________________
блог http://kerimaza.livejournal.com
сайт http://otnikolki.ru
Сладкоежка
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Возрастные особенности детей
СообщениеДобавлено: Пн июн 28, 2010 9:37 pm 
Администратор
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср июн 17, 2009 11:00 am
Сообщений: 4913
Откуда: Полис, Кипр
Елена Анатольевна, спасибо огромное!!! многое встает на свои места :)

_________________
Изображение
Сообщество Елены Макаровой в жж
Дилайла
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Возрастные особенности детей
СообщениеДобавлено: Вт июн 29, 2010 11:39 am 
Администратор
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб май 31, 2008 8:28 pm
Сообщений: 4321
Откуда: Владимир Россия
Задавайте вопросы, тогда и материал будет еще более понятен.

_________________
блог http://kerimaza.livejournal.com
сайт http://otnikolki.ru
Сладкоежка
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Возрастные особенности детей
СообщениеДобавлено: Вт июн 29, 2010 1:35 pm 
Администратор
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб апр 05, 2008 8:32 pm
Сообщений: 36393
Откуда: Хайфа, Израиль
Сладкоежка писал(а):
Обучение в школе, новая для него роль ученика становится для ребенка привлекательной. Ребенок стремится заниматься значимой деятельностью, а в его возрасте это именно учение в школе. Р

леночка, а что происходит, если ребенок до 9-ти лет не идет в школу
мы будем в нашем саду-школе до 9-ти

Сладкоежка писал(а):
Это и возраст грации, именно после 5 лет ребенку стоит начать заниматься танцами, гимнастикой.

баба-яга против!

_________________
Изображение
Изображение
Изображение
assol
Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 38 ]  На страницу 1, 2, 3, 4  След.

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Воспроизведение материалов форума только с прямой активной ссылкой на форум www.forum.mykanon.com
Русская поддержка phpBB

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Rambler's Top100