Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Кризис 1 года
СообщениеДобавлено: Сб июл 24, 2010 5:31 pm 
Администратор
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб май 31, 2008 8:28 pm
Сообщений: 4321
Откуда: Владимир Россия
Редко можно найти родителей, которые не слышали о кризисе 3 лет, а вот о других кризисах далеко не всем известно.
Кризис 1 года жизни может быть так же очень сложным для всей семьи. Ведь родители ждут не дождутся, когда их прелестный малыш пойдет, начнет говорить и вот этот счастливый миг настал. Но что-то произошло с их ангелочком, он буквально превращается в неуправляемого, агрессивного, все разбрасывающего, всех кусающего, а его орущего, ногами дрыгающего деспота.
Что же произошло?
До этого возраста ребенок был беспомощный и абсолютно зависимый от взрослых, ему во всем была нужна помощь. Многие психологи отмечают, что для ребенка особенно важен процесс кормления, насколько он был приятным для него, безопасным, настолько ребенок будет готов к переходу на новую стадию развития. Для ребенка важно удовлетворение всех его потребностей, без излишних фрустраций. Ребенка до года можно назвать берущим. Чем больше ребенок получал (не только еда, внимание, но важнее любовь), тем легче ему будет отдавать.
Но вот ребенок подрастает и постепенно должны изменяться отношения между мамой и ребенком. Он должен начать понимать, что мама не в его безраздельной собственности, что у нее есть свои потребности и дела, не связанные с ним. Это должно происходить постепенно, гладко, тогда не вызовет слишком сильного протеста ребенка,
именно это будет его подготавливать к отделению, которое и ему необходимо.
Если ребенок не получил в достаточном количестве любовь, внимание, удовлетворение различных потребностей, то в дальнейшем он будет либо требовать любовь от окружающих, будет слишком привязчив, зависим, либо будет опасаться иметь близкие отношения и будет более замкнут.
Появление самостоятельной ходьбы дает ребенку гораздо большую свободу, автономность. Так же и появление речи способствует изменению ситуации полной зависимости ребенка. В этом возрасте речь ребенка называется автономной, она обычно быстро проходит и ей на смену приходит социальная речь. Словари так характеризуют автономную речь: Автономная речь (Л.С. Выготский - , А.Р. Лурия - и др.) - один из ранних этапов развития речи - ребенка. Характеризуется тем, что слова или слоги, воспроизводимые детьми по образцу речи взрослых, существенно искажаются, например, за счет повторения. Автономная речь ситуативна, неопределенна и многозначна, т.к. ребенок еще не владеет содержанием понятия - ; обобщения - в ней основаны на объединении в одном слове признаков неродственных предметов. По формальным основаниям она не имеет флексий и других признаков синтаксических отношений. В зависимости от разнообразия и качества языковой среды ребенка может сохраняться достаточно долго и служить тормозом умственного развития.
Детские слова по своему звучанию иногда напоминают «взрослые», иногда резко отличаются от них. Встречаются слова, не похожие на соответствующие слова взрослых (например, «ика» — шкаф, «гилигилича» — карандаш); слова — обрывки слов взрослых («ка» — каша, «па» — упала); слова — искажения слов взрослых, сохраняющие тем не менее их фонетический и ритмический рисунок («тити» — часы, «ниняня» — не надо); звукоподражательные слова («ав-ав» — собака, «му-му» — корова).
Еще более интересны семантические различия. Маленький ребенок вкладывает в слова совсем другой смысл, чем взрослый человек, поскольку у него еще не сложились наши «взрослые» понятия. Для нас слово чаще всего связано с определенной группой предметов, идентичных по какому-то существенному, обычно функциональному признаку. Так, «часы» — вещь, с помощью которой мы определяем время. Это предметное значение имеют все часы, обозначаемые нами одним словом, — и большие, и маленькие, и круглые, и квадратные, и ручные, и стенные с маятником. Ребенок не может так обобщать предметы. У него своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.
Понятно, что эта речь чаще всего непонятна не только чужим, но и родным людям. Это непонимание вызывает у ребенка очень сильные эмоциональные реакции, они называются гипобулическими - яркие эмоциональные реакции, проявляющиеся в том, что ребенок громко кричит, требуя желаемого, может броситься на пол, плакать, топать ногами.
С тем чтобы понять смысловую сторону автономной речи, обратимся к классическому примеру Чарлза Дарвина, описавшего автономную детскую речь на основе наблюдений за своим внуком. Гуляя с внуком по парку, он наблюдал возникновение нового слова. Мальчик, восхищенный открывшимся видом на пруд, по которому плавала утка, произнес: «Уа». Это слово он повторил дома, увидев пролитое на столе молоко, а затем начал так называть всякую жидкость — молоко в бутылке, вино в бокале и т.д. Однажды он играл старинными монетами с изображением птиц и тоже назвал их «уа». И наконец, все маленькие, круглые, блестящие предметы (похожие на монеты, пуговицы, медали) получили то же название.
Только проследив всю цепочку объектов, объединенных одним детским словом, мы можем судить о его значении. Первоначально это была целостная ситуация — утка на воде. Затем появился ряд других значений, как бы вытекающих из отдельных частей целой картины: поверхность пруда соединилась в представлениях мальчика с блестящей лужицей от пролитого молока и вообще со всеми жидкостями; другая линия значений протянулась от утки — к изображениям птиц на монетах и к предметам, имеющим ту же форму и цвет, что и монеты. Такая отнесенность слова к разным, с нашей взрослой точки зрения, объектам называется многозначностью. «Скольжение» значений многозначных слов связано с условиями их возникновения — с их ситуативностью, вплетенностью в эмоционально насыщенную ситуацию. Вообще, автономная речь возникает только при яркой аффективной окраске воспринимаемой ребенком ситуации и активности самого ребенка, эту ситуацию переживающего или действующего в ней. Поэтому говорят, что образование многозначных слов имеет эмоционально-действенный характер.
Еще одна особенность автономной речи — своеобразие связей между словами. Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний.
Поскольку автономная детская речь фонетически и семантически отличается от взрослой, она понятна только самым близким людям, постоянно находящимся рядом с ребенком и понимающим значения его слов. Общение с другими взрослыми с помощью такой речи невозможно, хотя здесь могут помочь неязыковые средства — жесты и выразительная мимика ребенка, сопровождающая непонятные слова. Следовательно, автономная речь допускает общение, но в других формах и другого характера, чем то общение, которое станет возможным для ребенка позднее.

Автономная детская речь – необходимый период в речевом развитии каждого нормального ребенка. По ней можно даже провести раннюю психологическую диагностику уровня речевого развития. Например, недоразвитие ребенка часто проявляется в изменении периода автономной речи. Для нормального ребенка автономная речь всегда является мостом, по которому ребенок переходит от безъязычного периода к языковому. Начало и конец автономной речи знаменуют собой начало и конец кризиса первого года жизни.

Эриксон назвал этот кризис "базисное доверие против базисного недоверия". Именно нахождение баланса между базисным доверием и недоверием в отношении с ребенком поможет намного легче преодолеть этот кризис.

Поскольку ребенок уже ходит или активно ползает по дому, в это время резко увеличивается круг досягаемых для него предметов. Взрослые вынуждены убирать острые вещи, закрывать электрические розетки, ставить повыше электроприборы, посуду и книги. Не все желания ребенка выполнимы, потому что его действия могут причинить вред ему самому или окружающим. Разумеется, ребенок и раньше был знаком со словом «нельзя», но в кризисный период оно приобретает особую актуальность.
Аффективные реакции при очередном «нельзя» или «нет» могут достигать значительной силы: некоторые дети пронзительно визжат, падают на пол, бьют по нему руками и ногами. Чаще всего появление сильных аффектов у ребенка связано с определенным стилем воспитания в семье. Это или излишнее давление, не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, или непоследовательность в требованиях взрослых, когда сегодня можно, а завтра нельзя или можно при бабушке, а при папе — ни в коем случае. Установление новых отношений с ребенком, предоставление ему некоторой самостоятельности, т.е. большей свободы действий в допустимых пределах, наконец, терпение и выдержка близких взрослых смягчают кризис, помогают ребенку избавиться от острых эмоциональных реакций.

Таким образом можно сделать вывод о том, что содержание кризиса первого года жизни связано с несколькими моментами.
Первый – развитие ходьбы. В конце первого – начале второго года жизни о ребенке нельзя уверенно сказать, ходящий он или не ходящий, ходьба уже есть или ее еще нет, что составляет противоречивое диалектическое единство. Любой ребенок проходит такую стадию. И если даже кажется, что ребенок «не ходил и вдруг пошел сразу», это значит, что мы имеем дело с латентным периодом возникновения и становления и относительно поздним выявлением ходьбы. Но зачастую после такого внезапного начала ходьбы наблюдается ее потеря, указывающая на то, что полного созревания еще не произошло. Только в раннем детстве ребенок становится ходящим: плохо, с трудом, но ходящим, и для него ходьба становится основной формой передвижения в пространстве.
Главное в обретаемом акте ходьбы, по Д. Б. Эльконину, – не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы»: теперь не мать ведет ребенка, а ребенок ведет мать, куда захочет. Ходьба поэтому – важное основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.

Второй момент относится к речи, к появлению первого слова. В конце первого года жизни ребенка мы сталкиваемся с двойственным моментом, когда нельзя сказать, является ли он говорящим или еще нет. О ребенке, имеющем автономную, ситуативную, эмоционально окрашенную речь, понятную только близким, действительно невозможно сказать, есть у него речь или нет, потому что у него нет и речи в нашем смысле слова, но и нет бессловесного периода, поскольку он говорит. Таким образом, мы опять имеем дело с переходным образованием, отмечающим границы кризиса. Значение его то же: там, где было единство, становится двое – взрослый и ребенок (старая ситуация распалась и между ними выросло новое содержание – предметная деятельность).

Третий момент кризиса, по Л. С. Выготскому, относится к сфере аффектов и воли. В связи с кризисом у ребенка возникают первые акты протеста, оппозиции, противопоставления себя другим. Такие реакции выявляются с большей силой и закрепляются как формы поведения при неправильном воспитании. Особенно они выявляются, когда ребенку в чем-то отказано, что-то запрещено: он кричит, бросается на пол, отказывается ходить (если уже ходит), бьет ногами об пол, отталкивает взрослых и т.д.

Хотя кризис и называется первого года, наступить он может с 9 месяцев до полутора лет.

Приметами кризиса первого года психологи считают следующие:
-"трудновоспитуемость" - упрямство, настырность, непослушание, требование повышенного внимания;
- резкое увеличение новых форм поведения, попытки самостоятельных действий и решительный отказ от выполнения необходимых процедур;
- повышенная чувствительность к замечаниям - в ответ следуют обида, недовольство, агрессия;
- повышенная капризность;
- противоречивое поведение: малыш может попросить о помощи и тут же отказаться от нее.

_________________
блог http://kerimaza.livejournal.com
сайт http://otnikolki.ru
Сладкоежка
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Кризис 1 года
СообщениеДобавлено: Сб июл 24, 2010 5:42 pm 
Администратор
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб май 31, 2008 8:28 pm
Сообщений: 4321
Откуда: Владимир Россия
Но часто проблема заключается и в самих родителях. За год они уже привыкли к жизни с ребенком, наладился режим дня, появились привычки, все устоялось и начинает казаться, что так будет всегда. Кризис же налетает настолько внезапно, что родители буквально не успевают перестроиться.

Но как же пережить это время, сделать так, чтобы кризис не затянулся и поведение ребенка не закрепилось, а последнее время я все больше встречаю детей с эдаким пролонгированным кризисом, и в характере закрепились такие негативные черты, как агрессивность, желание решить все потребности криком, плачем, истериками, но более всего меня волнует то, что у ребенка базовое недоверие начинает преобладать.
Я со своим ребенком по сути не переживала этот кризис, мы легко вышли из него. У него было достаточно свободы и она прибывала не лавинообразно, а исходя из его потребностей. Это трудно объяснить, ведь в каждой семье свои устои и ребенок до года находился в различных условиях и свободы в том числе. Но поведение ребенка, эмоциональное состояние могут быть показателями того, насколько ему хватает свободы.
А вот с речью у нас были проблемы, он начала говорить поздно и его первые слова были плохо понятны. Вероятно, что я была с ним целыми днями, мне все же было не сложно его понимать.
Я бы хотела услышать мнение тех мам, которые как раз в этот период применяли жестовую речь, насколько это помогло преодолению кризиса?

Очень важно для того понять ребенка. Не смотреть на него с высоты своей взрослости ума моральности, а попробовать разобраться и пожалуй даже важнее - принять поведение ребенка.
Вот мама хочет научить его собирать пирамидку, а сынуля вырывает ее у нее и разбрасывает колечки. Папа пришел с работы, уставший, но чувствуя свой долг строит целый дворец из кубиков, а сынуля вместо того, чтобы помочь папе с хитрой улыбочкой швыряет кубик или ногами все рушит и попробуйте его остановить - рев на целый вечер.
Почему это происходит? Родители часто забывают, что у ребенка нет их опыта, представлений о том, что хорошо и что плохо, что правильно и что не правильно. Попробуйте освободиться сами от этих догматов, взгляните на мир чистыми, пустыми глазами и вам станет понятно, что по сути все равно: строить или рушить. И то и другое интересно и то и другое дает новое познание. Да пожалуй разрушение дает даже больше. Вот кубики летят, да все по разному, какой-то дальше, какой-то ближе. А куча какая получается. но ведь ребенку все равно - замок или куча. Вот по куче даже можно полазить. Да еще звук, при падении это так может быть интересно и познавательно.
А если не забыть еще о том, что у ребенка есть свой мощнейший двигатель - потребность в сенсорной стимуляции, то можно понять его тягу к тому, чтобы вместо простого употребления каши внутрь, плюхнуть в нее руки и размазывать по столу, размазывать. Попробуйте, может быть тоже получите удовольствие и вместо того, чтобы ругать, удовлетворите потребность в таком вот воздействии - это могут быть и краски и глина, достаточно жидкая, которую можно нанести на картон и крупы.

Очень часто причиной конфликта становятся различные режимные моменты. Стоит подумать, насколько выполнение того или иного важно и полезно. Вот например чистить зубы можно пока и отложить. А вот сон не стоит убирать. Так можно просмотреть весь ваш день. Ведь чем меньше конфликтов, тем легче и вам и ребенку. Тем более покладистый характер будет формироваться у вашего ребенка, а ради этого от много стоит и отказаться.

Что-то вы можете и "не заметить", если это не навредит ребенку, в чем-то пойти навстречу. Ведь если вы будете во всем победителем, то ваш ребенок скорей всего вырастет безынициативным, не верящим в свои силы, легко отказывающимся от достижений, а разве этого вы хотите? Но если вы будете слишком быстро сдаваться, идти ему во всем на встречу, то как он будет тренироваться в том, чтобы настаивать на своем? И результат опять же будет не тем, какой бы хотели видеть родители.

_________________
блог http://kerimaza.livejournal.com
сайт http://otnikolki.ru
Сладкоежка
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Кризис 1 года
СообщениеДобавлено: Сб июл 24, 2010 6:07 pm 
Администратор
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб май 31, 2008 8:28 pm
Сообщений: 4321
Откуда: Владимир Россия
Что еще можно почитать о кризисе 1 года? Я поискала, информации не так уж и много, но вот этот материал показался мне интересным: http://www.aistenok.ru/447/34535

_________________
блог http://kerimaza.livejournal.com
сайт http://otnikolki.ru
Сладкоежка
Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Воспроизведение материалов форума только с прямой активной ссылкой на форум www.forum.mykanon.com
Русская поддержка phpBB

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Rambler's Top100