Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 14 ]  На страницу Пред.  1, 2
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Интеллект - и что же это такое?
СообщениеДобавлено: Пн июн 09, 2008 12:55 pm 
Администратор
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб май 31, 2008 8:28 pm
Сообщений: 4321
Откуда: Владимир Россия
Стремление выявить структуру интеллекта первоначально базировалось на представлении о том, что интеллект можно рассматривать как отражение карты мозга («географическая модель» интеллекта по определению Р. Стернберга) . Эта идея восходит к Ф. Галлю, представителю френологии, соотносившему разные участки головы с разными способностями человека. Для него понять интеллект — это составить карту выпуклостей головы индивида.

Первым психологом, попытавшимся выявить структуру интеллекта и предложившим иерархическую модель, был английский психолог Ч. Спирмен. Основываясь на статистическом анализе показателей интеллектуальных тестов, он предложил двухфакторную теорию организации свойств. Всякая интеллектуальная деятельность содержит единый общий фактор, названный генеральным (g-фактор), и множество специфических (s-факторы), свойственных только одному виду деятельности.
Келли Т. предложил такую структуру свойств интеллекта:
? действия с пространственными соотношениями;
? действия с числами;
? действия с вербальным материалом;
? память;
? скорость.

Л. Терстоун выделил 12 факторов, которые обозначил как «первичные умственные способности», важнейшие из них следующие:
? словесное понимание;
? беглость речи;
? числовой;
? пространственный;
? ассоциативную память;
? скорость восприятия;
? индукцию.

Первичных способностей, выделенных Р. Кеттеллом, было 17; боль¬шинство из них сходны с терстоуновскими
У Кеттела Р. первичных способностей было 17, большинство такие же как и у Терстоуна. Он выделил так же жидкий и кристаллизованный интеллекты. В других источниках их называют по-другому: флюидный (fluid) И кристаллизованный (crystallized) интеллекты. Жидкий (флюидный) - это врожденный, свободный от культуры и кристаллизованный зависит от культуры, обучения, опыта.

Дж. Гилфорд - существует 150 разных интеллектуальных способностей. Исходным пунктом его модели служит гипотеза о существовании трех измерений, комбинация которых определяет разные типы интеллектуальных способностей.
Одно измерение — вид умственных операций, включенных в способность. Дж. Гилфорд выделяет пять таких операций:
? познание;
? память;
? дивергентное мышление;
? конвергентное мышление;
? оценивание.
Другое измерение — содержание — характеризует природу материала или информации, на основе которых осуществляются действия. Дж. Гилфорд различает пять типов содержания:
? изобразительное;
? слуховое;
? символическое;
? семантическое;
? поведенческое.
Третье измерение — продукт, или результат, характеризует форму, в которой информация обрабатывается испытуемыми. Дж. Гилфорд называет шесть типов продукта:
? элементы;
? классы;
? отношения;
? системы;
? типы преобразования;
? выводы.
В соответствии с моделью Дж. Гилфорда каждая способность определяется ее уникальным положением по каждому из трех измерений. Эту модель называют «кубообразной моделью структуры интеллекта». Поскольку в ней содержится 5x5x6 категорий, т. е. 150 ячеек, то каждой ячейке соответствует один фактор, или способность, хотя некоторые ячейки могут содержать более чем один фактор. Способности могут различаться как по всем трем измерениям, так и по одному или двум, а по другим двум или одному измерениям совпадать. Однако степень их связи не зависит от того, по одному или двум измерениям они сходны.
Однако экспериментальные данные самого Дж. Гилфорда не подтвердили его теорию.

Когда-то меня эта модель вдохновила на создание моей таблицы, многое из нее я брала, жаль, что она не подтверждается, она сложная только на первый взгляд.

Р. Мейли, проанализировав процесс мышления с позиций гештальттеории, выдвинул гипотезу о том, что структуру интеллекта составляют четыре основных фактора:
1) сложность;
2)пластичность;
3)глобализация;
4) беглость.

Некоторые психологи (А. Бине, Ч. Спирмен, Л. Термен и др.) стали называть интеллектом то, что измеряется интеллектуальными тестами. Коэффициент интеллектуальности (IQ) стал синонимом интеллекта. Как шутку это можно встретить во многих книгах.

Зависимость IQ от принадлежности к социально-экономическому классу была установлена очень давно, фактически с появлением первых тестов интеллекта. Всегда отмечалось, что разница по средним оценкам разных интеллектуальных тестов между детьми низших и высших социальных классов колеблется в пределах 10-14 единиц. Сегодня отрицательное отношение к тестам на интеллект базируется именно на этом, именно поэтому в СССР долгие долгие годы эти тесты были просто запрещены, ведь все просто обязаны были быть равны, поэтому в любом государстве, основанном на тоталитаризме эти тесты запрещены. Но ведь можно посмотреть на эту проблему и с другой стороны. Если ребенок шести лет не знает, какого цвета рубин, то это вряд ли говорит о его интеллекте, скорее о том, что он не видел рубины, их нет у его мамы или просто маме в голову не пришло говорить об этом ребенку.
Значительно влияет на интеллект и питание. . Пожалуй, трудно найти тот параметр индивидуальной окружающей среды, который не сказался бы на IQ, поскольку все многочисленные проанализированные психологами условия развития оказывали заметное, значимое влияние на показатели интеллектуального развития.

На конференции в Стамбуле в 1971 г. исследователи разных стран представили многочисленные доказательства влияния фактора культуры на IQ и сделали вывод о том, что устранить это влияние невозможно даже при использовании так называемых «свободных от влияния культуры» (culture-free) тестов. Участники конференции признали это следствием различий в воспитании, стиле жизни, привычках, мотивации и характере обобщений, свойственных разным культурам
В настоящее время многие психодиагносты признают, что с помощью интеллектуальных тестов определяются не природные различия между людьми, а наличный уровень знаний и мыслительных умений, сложившихся к моменту испытаний. А интеллект можно оценить на основе длительных наблюдений за поведением человека в разнообразных ситуациях, а также анализируя, каким образом он добивается успеха в разных видах деятельности.

Сегодня в понятие «интеллект» многие ученые вкладывают иное содержание, понимая его не как способность, а как характеристику знаний и мыслительных навыков, приобретенных человеком и позволяющих более или менее успешно решать задачи интеллектуального характера и не только их. Существуют понятия «биологический интеллект», «социальный интеллект», «практический интеллект». Абстрактный проявляется в способности человека оперировать символами, социальный — в способности работать с людьми, а практический — в способности манипулировать объектами.

В настоящее время биологическим интеллектом называют биологические основы интеллектуального поведения; его изучение связано с анализом строения и деятельности мозга и нервной системы, часто осуществляемым на молекулярном, клеточном, генном уровнях.
Термином «социальный интеллект» обозначают умения решать социальные проблемы, адекватно вести себя в ситуациях общения, умение решать жизненные проблемы.

Немецкие психологи, что на основе измерения IQ можно лишь в ограниченной степени предсказывать школьные достижения, так как только 25 % переменных в школьных достижениях объясняются различиями в выполнении тестов интеллекта. На школьные успехи больше влияют семьи, мотивация, чем IQ.

_________________
блог http://kerimaza.livejournal.com
сайт http://otnikolki.ru
Сладкоежка
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Интеллект - и что же это такое?
СообщениеДобавлено: Пн июн 09, 2008 1:00 pm 
Администратор
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб май 31, 2008 8:28 pm
Сообщений: 4321
Откуда: Владимир Россия
assol, стадию полной неуверенности в себе я, кажется, уже прошла. Было дело, действительно горе от ума. Но несмотря ни на что живем мы весело. Мой муж меня все время анекдотами веселит, теперь и сын туда же, с ними не заскучаешь. Сегодня вот у Димки ЕГЭ по алгебре был, сделал 9 заданий из 10, я его спрашиваю, а почему 10-е не сделал, а он говорит, что на 5 надо сделать только 9. А вдруг, говорю я, что-то не правильно, а он мне, а вдруг правильно, зачем же зря делать. Посмотрим, что получит. Хотя для перевода в 10 класс он уже набрал баллы. Последний экзамен будет в следующий понедельник по информатике (сам выбрал, два обязательных: изложение и алгебра и два на выбор) Информатику вообще не боится, больше я волнуюсь. Но на самих экзаменах волновался.

_________________
блог http://kerimaza.livejournal.com
сайт http://otnikolki.ru
Сладкоежка
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Интеллект - и что же это такое?
СообщениеДобавлено: Пн июн 09, 2008 1:02 pm 
Администратор
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб май 31, 2008 8:28 pm
Сообщений: 4321
Откуда: Владимир Россия
assol, похоже про горе от ума я не про то поняла, это по поводу видеть проблемы?
Если так, то это не горе, а наоборот здорово. Вот человек стирает и стирает белье в корыте и все ему нормально, обычно, а другому просто огромная проблема - в итоге машинки стиральные.

_________________
блог http://kerimaza.livejournal.com
сайт http://otnikolki.ru
Сладкоежка
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Интеллект - и что же это такое?
СообщениеДобавлено: Пн июн 09, 2008 5:06 pm 
Администратор
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб апр 05, 2008 8:32 pm
Сообщений: 36393
Откуда: Хайфа, Израиль
zaryna писал(а):
это по поводу видеть проблемы?

на меня произвело впечатление соседство факторов: :)
zaryna писал(а):
чем у человека больше проблем с интеллектом (это я так обтекаемо написала), тем он более твердо уверен во всем, даже в том, с чем никогда не сталкивался.

zaryna писал(а):
умение видеть проблемы даже там, где обычные люди их не видят


:lol:


zaryna, спасибо большое!

_________________
Изображение
Изображение
Изображение
assol
Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 14 ]  На страницу Пред.  1, 2

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Воспроизведение материалов форума только с прямой активной ссылкой на форум www.forum.mykanon.com
Русская поддержка phpBB

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Rambler's Top100